Агломерация в первом приближении | Красноярск-2020

Город с инновационной экономикой и высокими стандартами качества жизни. Развитой инфраструктурой и решенной транспортной проблемой. Мегаполис, в котором найдется место для рекреационных зон, а промышленные территории окажутся сконцентрированными на специально отведенных площадках. Привлекательный для жизни, отдыха и инвестиций. Таким видят будущее Красноярска собравшиеся на городском форуме представители муниципальных образований, входящих в агломерацию.

Признав, что создание комфортной среды обитания в прежних границах Красноярска невозможно, в апреле главы семи муниципальных образований (Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск, Березовский, Емельяновский, Сухобузимский и Манский районы) подписали соглашение о создании Красноярской агломерации. Теперь им предстоит сообща решать, как справиться с неэффективным использованием площадей для строительства в городе и на соседних территориях, транспортной загруженностью городских улиц, проблемой несоответствия энергосистемы современным требованиям, а также нехваткой логистических площадей. На октябрьском городском форуме состоялось заседание "круглого стола", где собравшимся было представлено "первое видение", по словам генерального директора госкорпорации "Красноярск-2020" Бориса Золотарева, проекта Большого Красноярска.

По плану подготовительный этап создания Красноярской агломерации должен занять два года. Предполагается, что за это время будет разработана стратегия социально экомического развития большого Красноярска до 2020 года, подготовлена схема территориального планирования, которая ответит на вопрос, куда развиваться городу, и документ, определяющий, во что обойдется привлекательное будущее Красноярска, - комплексная инвестиционная программа развития Красноярской агломерации.

Главный документ, на который будет опираться два оставшихся, - стратегия социально экомического развития Красноярской агломерации до 2020 года в окончательном варианте будет представлена на февральском экономическом форуме в следующем году. Над его подготовкой вместе с отечественными и зарубежными экспертами работает госпредприятие "Корпорация "Красноярск-2020". Формировать этот документ корпорация собирается в партнерстве с Российским институтом градостроительства, Центром стратегических разработок (г. Москва), Центром стратегических исследований Приволжского федерального округа и консалтинговой компанией Strategy Partners.

Город определится со стратегией

Стратегия социально экономического развития агломерации определит, на каких отраслях необходимо сфокусироваться городу для успешного функционирования, сколько жилья сегодня нужно Красноярску, какие объекты коммерческой недвижимости необходимо строить и какие производства развивать. По словам руководителя проектов консалтинговой компании "Стратеджи Партнерс" (г. Москва) Максима Лазовского, успех проекта Красноярской агломерации во многом зависит от того, насколько точно будут выделены отрасли, способные приносить наибольшую прибыль. "Если мы хотим жить на уровне мировых стандартов, мы должны научиться работать по западному, - заявил эксперт. - Несмотря на то, что отдельные секторы экономики города имеют высокую производительность, в подавляющем большинстве отраслей наша производительность отстает от западных показателей более чем в два раза. При подготовке стратегии социально экономического развития Красноярской агломерации до 2020 года нам предстоит выявить потенциал роста тех секторов, которые смогли бы обеспечить развитие Красноярска. Городу необходимо сфокусироваться на производительности всех зарабатывающих секторов, чтобы создать привлекательные условия для бизнеса. Предприниматели должны понимать, что смогут получать на этой территории наибольшую отдачу на вложенный капитал, а население - что здесь ему обеспечена высокая заработная плата".

Помогать в разработке подготовке документа приглашены не только консалтинговые фирмы, но и частные эксперты, среди которых почетный гражданин Красноярска Павел Федирко, возглавлявший Красноярский край с 1972 по 1987 год. Во время его руководства в регионе произошел рост промышленного производства: введена в строй Саяно Шушенская ГЭС, построено несколько заводов, рос уровень благоустройства краевых городов. По его инициативе построены Красноярский театр оперы и балета, Концертный зал филармонии и Красноярский культурно исторический музейный комплекс.

В настоящий момент аналитический материал, который станет основой для стратегии социально экономического развития Красноярской агломерации до 2020 года, уже подготовлен. "Сегодня информации достаточно, чтобы делать выводы и выдвигать предметные предложения, которые будут рассматриваться при разработке стратегии, - заметил Павел Федирко. - При этом предложения должны поступать не только от административных органов власти, но и от отраслевиков, общественных организаций, частных предпринимателей и населения".

План-график реализации проекта по формированию Красноярской агломерации

Границы большого Красноярска задаст схема территориального планирования Красноярской агломерации. Создавать карту красноярской агломерации будет московское ОАО "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" (г. Москва), выигравшее это право на состоявшемся в октябре конкурсе. На выполнение заказа, стоимостью в 80 млн рублей, кроме московского института претендовали еще две организации: омский институт территориального планирования "Град" и "Корпорация "Красноярск-2020". Для разработки схемы территорий большого Красноярска, по словам руководства "Гипрогора", будут привлекаться субподрядчики - иностранные и отечественные специалисты. В институте надеются на участие в подготовке документов и красноярских проектных организаций. Полностью этот документ должен быть готов к декабрю следующего года.

Сколько стоит агломерация?

На вопрос, во что обойдется проект большого Красноярска, должна ответить комплексная инвестиционная программа развития Красноярской агломерации. Пока конкурс на ее разработку не объявлен, но именно этой программе предстоит определить, в каких пропорциях при создании агломерации будут участвовать средства федеральных, муниципальных, краевых фондов и деньги бизнеса. От нее ждут, что она обеспечит комплексное и сбалансированное развитие территорий. "Одна из главных задач, которая стоит перед нами, - обеспечение транспортной доступности, - отметил генеральный директор госкорпорации "Красноярск-2020" Борис Золотарев. - Проведенный нами анализ показывает, что количество транспорта в краевом центре растет, и нам необходимо решать проблему транспортных развязок. Одно из основных направлений работы - проекты, которые направлены на развитие жилищной структуры. Важнейшие из них - это строительство делового центра города "Красноярск Сити", жилого района "Южный берег". Уже сегодня мы ощущаем приток инвестиций, которые направлены на развитие инфраструктуры в районах будущего строительства. Еще один проект - строительство в Березовском районе, в районе деревни Кузнецово, жилищного комплекса, общей площадью порядка 1 миллионов 200 тысяч квадратных метров".

Строительство объектов Красноярской агломерации начнется не раньше, чем будет подготовлена инфраструктура для их появления, в частности, обеспечение электроэнергией. Сейчас электроснабжение территорий, которые войдут в состав красноярской агломерации, происходит за счет объектов центрального узла Красноярской энергосистемы, куда входят Красноярск и Железногорск. В ближайшие годы параллельно с разрастанием жилых массивов и развитием

производства будет происходить наращивание мощностей. Существующие трансформаторные подстанции собираются реконструировать, увеличивая их мощности, в районах, где ощущается нехватка мощностей, будут строиться новые объекты. В планах подготовки инфраструктуры для Красноярской агломерации - строительство новой трансформаторной подстанции в районе Академгородка и поселка Удачный. Решению многолетней проблемы с электроснабжением за пределами города, в Емельяновском районе, в районе поселков Дрокино, Минино, Элита и Солонцы поможет строительство подстанций Аэропорт, Подгорная, Солонцы Западная, Дрокино и Минино и подстанции в Березовском районе.

Препятствия на пути проекта агломерации

Для того чтобы проект заработал так, как от него ожидают, необходимо не только составить четкую программу действий и определить пути развития, не менее важно учесть те сложности, которые способны помешать его реализации в нынешних условиях. По словам декана экономического факультета института естественных и гуманитарных наук ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" Евгении Бухаровой, формирование крупных территориальных объединений, с одной стороны, принесет с собой положительные изменения: населенные пункты, влившиеся в состав агломерации, создадут условия для эффективного развития, с другой стороны, как любой масштабный проект, проект создания агломерации включает определенные риски. "Агломерация при всем громадье планов - это прежде всего среда обитания, - отметила Евгения Бухарова, - это переход на новые форматы и новое качество застройки в тех поселениях, которые вольются в состав большого Красноярска. Все это создает благоприятные условия для развития строительной отрасли. Однако реализация программ ипотечного кредитования за рубежом, в том числе США, показывает, что с привлечением этих механизмов финансирования всегда существуют определенные риски. Денежные ресурсы, привлекаемые таким образом, могут дать негативные последствия. Этот момент должен быть обязательно учтен при формировании проекта большого Красноярска".

Самому строительному комплексу также предстоит подготовиться к реализации проекта агломерации. Среди проблем, названных экспертами, заявлены пока еще низкая производительность труда (по отношению к развитым странам у нас этот показатель ниже в 4 раза), высокая стоимость подключения к электроснабжению и все еще значительная себестоимость строительной продукции. Строительство тормозит высокая стоимость банковских кредитов и большие затраты застройщиков на приобретение земельных участков. "Земля для будущего строительства в соответствии с Градостроительным кодексом, получается на аукционах. На наш взгляд, этот порядок предоставления участков должен способствовать снижению цены", - заметил заместитель председателя правления ООО "Монолитхолдинг" Александр Коновальцев.

Не позволяет эффективно развиваться строительной отрасли и слабое финансирование строительными компаниями научно исследовательских работ. Работай строители над этим направлением, оно позволило бы на четверть снизить затраты. Вывод, который сделал эксперт, - экономика должна быть экономикой стимулов. Программу развития строительной отрасли необходимо ориентировать на развитие предпринимательства в строительстве. Особенно это касается районов, которые должны войти в агломерацию, для них необходимо подготовить собственную программу. На периферии нужно строить при условии создания налоговых стимулов и преференций. Только в этом случае сможет расти доступность и качество жилья, а территория большого Красноярска станет действительно комфортной для жизни средой.

Татьяна Крупко

Источник: Журнал «Сибирский дом» №11(61), ноябрь 2008г.