Градсовет особого значения | Архитектурные проекты

Казалось бы, ни одно заседание градостроительного совета не обходится без споров между архитекторами. Однако на этот раз представители профессионального сообщества были настроены особенно критически. Все потому, что рассматривались важные для города объекты - спортивное сооружение, многоуровневый паркинг и здание, которое, несмотря на свое недостроенное состояние, уже успело стать символом Красноярска.

Парк должен остаться парком?

Первым на градостроительном совете был представлен проект, названный его авторами "Спортивно оздоровительный парк "Покровский" с тремя теннисными кортами". Хотя как раз благоустройства парка в районе улиц Березина, Герцена и Чернышевского представленный вариант и не предполагает. Все, чем ограничились архитекторы это проектирование на его территории спортивного комплекса. Однако в ходе обсуждения выяснилось, что город, разрешая появление в зеленой зоне спортивного объекта, выделил для проектирования только 1,5 га территории, чтобы у инвестора не возникло соблазна застроить весь парк.

И само строительство затевалось с единственной целью - реанимировать пребывающий сейчас в запустении Покровский сквер, благоустройство которого обязался взять на себя застройщик. При этом авторы проекта не скрывали, что хотели бы поработать над остальной территорией, разместить на ней детский городок, аттракционы и спортивные площадки. Потому что "функционировать спортивный комплекс может только в окружении зелени, прогулочных дорожек, где летом посетители будут кататься на велосипеде, зимой - на коньках".

При обсуждении этого вопроса мнения присутствовавших разделились. Одни утверждали, что городу нужно "не побояться и отдать застройщику всю территорию Покровского парка". При этом говорилось, что в Покровке нет других мест для занятий спортом, да и теннисных кортов в городе недостаточно, так что приезжать в спортивный комплекс будут не только жители близлежащих микрорайонов.

Другие, напротив, настаивали на сохранении территории свободной от какой бы то ни было застройки. По их словам, появление инвестора на площадке приведет к постепенному сокращению зелени, в итоге через несколько лет сквер попросту исчезнет, как уже случилось с парком Гагарина в Октябрьском районе Красноярска. Расходы на реконструкцию заброшенного места для отдыха вполне способна взять на себя администрация города.

Чтобы избежать подобного повторения, архитекторы предложили застройщику еще до начала строительства представить план будущей реконструкции. В таком случае у городских властей появится реальная возможность проконтролировать исполнение им обязательств. Пока же не совсем понятно, что будет включено в предполагаемое благоустройство. Кроме того, авторам комплекса посоветовали изменить планирование парка, выполненное "в 40 х годах непрофессиональным зодчим", и перенести спортивное сооружение в центральную его часть. Недостаточно продуманным посчитали члены градсовета и размещение мест для парковки у въезда на территорию. При такой планировке, прежде чем оказаться в вестибюле комплекса, посетителям нужно пройти по аллее по крайней мере 50-70 метров. В итоге после почти часового обсуждения большинство присутствующих сошлось на том, чтобы предложить авторам доработать планировочное решение и повторно рассмотреть проект на заседании градостроительного совета.

Парк «Покровский» Ранее утверждённый проект комплекса

Проектом, разработанным ООО Красноярский институт "Гипроавтотранс", предполагалось строительство в микрорайоне Покровском шестиэтажного спортивного комплекса, к которому примыкают три спортивных зала с крытыми теннисными кортами. Один, размером 36 на 24, рассчитан на проведение соревнований, два других, размерами 18 на 36 м каждый, предназначены для проведения тренировок. Административный блок комплекса займут помещения для временного проживания приезжающих на соревнования спортсменов. Кроме того, в комплексе предусмотрено появление залов для занятий фитнесом, сауны и кафе. Общая площадь застройки составляет 2400 кв. м. Под спортивными залами планируется размещение парковки на 70 машино-мест.

КАТЭК в ожидании перемен

При оценке второго проекта, бизнес центра "Панорама" на Стрелке, более известного красноярцам как недостроенная высотка "КАТЭКНИИУголь", члены градсовета проявили редкое единодушие. Среди присутствующих не оказалось ни одного, кто высказался бы в поддержку нынешнего его варианта. Авторам проекта - ООО "Строительно ремонтная компания" предложили либо кардинально его переработать, либо вернуться к последней версии, которая год назад уже выносилась на суд городских архитекторов и была ими одобрена. Интересно, что тогда главного архитектора проекта Нину Петрову благодарили за "безупречную корректность по отношению к предшественникам", на этот раз ее, представлявшую обновленную версию высотки КАТЭКа (автором проекта является Владимир Горячев), упрекали в прямо противоположном. Дело в том, что бизнес центр "Панорама" в нынешнем его виде мало похож на здание, которое, вот уже почти двадцать лет формирует архитектурный ансамбль Стрелки.

Выступавшие проектировщики говорили, что ради большей рентабельности (нынешний вариант проекта создан с единственной целью - увеличения торговых и офисных площадей) не нужно уничтожать удачно найденный архитектурный образ. Что дополнительные несколько тысяч квадратных метров торговых площадей не стоят таких исторических и культурных потерь. Что зданию, которое по своему предназначению должно было стать архитектурной доминантой Стрелки, в предлагаемом варианте сделать это ей вряд ли удастся.

По словам архитекторов, предыдущий проект содержал определенный образ, сейчас на его месте появилось "нечто разнохарактерное, спроектированное без учета исторического характера места и зонирования". Семнадцатиэтажной башне, которую по проекту должны построить рядом с КАТЭКом, досталось от архитекторов не меньше, ее назвали "буддийским барабаном" и "консервной банкой".

Рекомендовали архитекторы изменить организацию подъездов к бизнес центру. Дело в том, что согласно проекту у здания должен появиться трехуровневый подземный паркинг вместимостью до 1000 мест. По мнению членов градсовета, если не предусмотреть въезды в подземные стоянки с нескольких разных точек, сразу после открытия бизнес центра "в пробках окажутся не только машины, но и пешеходы".

Настолько не понравившийся архитекторам проект предусматривал увеличение на пять этажей высотки КАТЭКа, в результате чего вертолетная площадка перестала быть силуэтом, завершающим образ здания. Кроме того, бизнес центр "одели" в черное стекло. "Вырасти" на два этажа с семнадцати до девятнадцати должен был и второй корпус здания. В изменившихся параметрах общая площадь двух зданий должна составить 39 тыс. 700 кв. м, которые способны вместить около 3-3,5 тыс. человек. Общая площадь торговых залов составит 22 тыс. 400 кв. м, одновременно совершать здесь покупки смогут около 6 тыс. человек. Общая численность посетителей в местах общественного питания 1 тыс человек.

Стоянка или офис?

С последним проектом произошла та же путаница в названии, что и с представленным первым спортивно оздоровительным парком. Объект, названный авторами многоуровневой стоянкой, на деле оказался административным зданием с магазином автозапчатей, на цокольном этаже которого располагается двухуровневая парковка.

Архитекторы предложили авторам увеличить площади, отданные под парковку, что больше соответствовало бы его заявленному назначению и оказалось полезнее для города. Находится многоуровневая парковка в активно развивающемся Советском районе Красноярска, на пересечении ул. Шумяцкого и 9 Мая. Но, по мнению присутствовавших на градсовете инвесторов, такая смена функций приведет к потере рентабельности. Они ориентируются на окупаемость объекта, а строительство отдельных паркингов, увы, пока экономически невыгодно. Кроме того, недалеко от паркинга находится жилая застройка, что предполагает санитарные ограничения на количество парковочных мест.

Это единственный подмеченный городскими архитекторами минус представленного проекта, если не принимать во внимание путаницу в наименовании, объект понравился, члены градсовета особенно отметили его архитектурное решение, назвав "первым достойным проектом автостоянки, который рассматривается на градсовете". Что же касается функционального предназначения здания, тут застройщику и авторам проекта предложено еще подумать.

Татьяна Крупк

Источник: Журнал «Сибирский Дом»