Города - это места для обмена мнениями | Градостроительный форум

Побывавший на втором открытом градостроительном форуме в Новосибирске австралийский архитектор Томас Ривард предложил своим сибирским коллегам использовать те ресурсы, что есть у них в наличии: реку и береговую линию Оби. И представил собственный проект преобразования городской среды.

Многофункциональная гавань

Знакомство с аудиторией архитектор, дизайнер, преподаватель университета Нового Южного Уэльса и Сиднейского университета Томас Ривард начал с рассказа о своем понимании города и архитектуры. Города для него - это прежде всего места общения людей, обмена мнениями, территории, где соединяется несоединимое, а архитектура - не что иное, как выявление заложенных в городской среде возможностей, которые следует развивать. Опираться в этом ей следует на существующие ресурсы, в случае Сиднея - это вода, солнце, огромные открытые пространства и удивительное взаимодействие суши и океана.

"В городах должно происходить взаимодействие, обмен мнениями между людьми. Это волшебные места взаимодействия", - рассказывал зарубежный проектировщик. Обеспечить это взаимодействие, объединить все составляющие и при этом внести в получившуюся в результате такого взаимодействия среду порядок, по Риварду, и есть основная задача архитектора. Простое же совмещение отдельных элементов без его участия способно привести к хаосу. Воплощением идей австралийского архитектора стал проект набережной East Darling Harbour в Сиднее, которым занималась его студия Lean Productions. В прошлом на этой части побережья располагались доки, сегодня власти Сиднея заняты поиском для нее нового назначения.

Проект Риварда предполагает придание этой территории многофункциональности, по словам архитектора, гавань можно было бы сделать местом для отдыха горожан или еще одним коммерческим центром, но его задача состояла в том, чтобы объединить эти функции. По проекту на побережье должны появиться не просто офисные и коммерческие центры, но и не совсем обычные места для отдыха и развлечения, а их интересные комбинации. Такие, например, как беспроводной офис на сиднейском пляже. В нем проявилась идея Риварда о гибридной архитектуре, которая оказывается больше и интереснее, чем составляющие ее компоненты.

Максимальная доступность

Идею зонирования территории подсказала форма гавани, растянувшейся вдоль берега и прорезанной глубокими доками. Согласно разработанной архитектором концепции побережье делится на множество зон с собственным функциональным назначением. Связующим звеном между ними должна выступить инфраструктура.

офис на пляже макет прибрежной линии Сиднея

Объединение отдельных частей побережья, по замыслу архитектора, обеспечат пешеходные дорожки и бульвары, разместившиеся сразу на нескольких уровнях. Всю East Darling Harbour отдадут в распоряжение пешеходов, двумя разрешенными в этой части города видами транспорта останутся велосипеды и взятые тут же напрокат экологически безвредные электромобили. Добраться же до самой гавани можно разными способами, к услугам желающих попасть на побережье-рельсовая дорога со скоростными трамваями, автобусы и водный транспорт. Все это позволяет сделать прибрежную зону максимально доступной, проницаемой. "Это на 100% открытая территория, имеющая несколько возможностей доступа. Вместо того чтобы бороться с границами, мы поняли, что проникновение на побережье с различных точек доступа, открытие новых пешеходных территорий, создание новых уровней бульваров только обогащает проект", - комментирует австралийский архитектор.

Однако открытыми, или, по терминологии Томаса Риварда, "проницаемыми", должны стать далеко не все уголки побережья, архитектор настаивает на уважении права каждого жителя выбирать маршруты для прогулок по себе, поэтому в одной из частей набережной будет создан лес, мрачный и таинственный, место, где при желании можно запросто скрыться от посторонних глаз. "Общественные места предполагают прозрачность, но иногда ее лучше не иметь. Думаю, он будет удобен для поцелуев", - поясняет свою идею Ривард.

24 часа 7 дней в неделю

Сиднейский порт долгое время оставался коммерческим лицом города. В намерениях Томаса Риварда вернуть ему былое назначение. Одним из стимулов для оживления этого района должно стать привнесение сюда промышленности. Определяя, какое именно производство могло бы здесь появиться, проектировщики отталкивались от функций этого места. На побережье Ривард предлагает установить генератор, работающий на океанических биоресурсах, он не только обеспечит энергию для проекта, но и, как ожидается, начнет приносить городу вполне ощутимый доход.

При разработке гармоничной городской среды нельзя обойти культурный аспект города. "Это идея рассказа, чтобы понять культурное наполнение этого места, мы возвращаемся к истории East Darling Harbour, собираем старые предания, связанные с гаванью. В них заключается значение данной части города для его жителей. Зачастую оно не очевидно и требуется исследовать, восстанавливать предания, чтобы понять, какой потенциал в нем заложен", - говорит Томас Ривард.

Для увеличения привлекательности гавани разрабатываются виды её использования в течение 24 часов в день 7 дней в неделю. Опираясь на эту установку, архитектор продумывал расположение объектов внутри территории. В итоге сиднейскую набережную нельзя будет отнести ни к промышленному району, ни к рабочему, впрочем, так же, как и назвать офисным, досуговым или культурным центром.

Все объекты сиднейской гавани сформируют гармоничную среду, которая объединяет в себе произведенное человеком и естественные природные факторы. Основное внимание уделяется взаимодействию суши с водой.

По набору функций общественные места должны стремиться к максимальной наполненности, такой же, что свойственна Нью Йорку, этот город по своей величине и количеству проходящих на его территории коммерческих операций может сравниться с большинством американских штатов. "Самое удивительное в Нью Йорке- это его большая плотность, - сказал в заключение своего выступления Томас Ривард, - она стала одной из причин активного развития города. В прошлом году в этом городе открылось больше компаний, чем в любом другом штате Америки. От того, сколько людей мы можем сосредоточить в одном месте, зависит эффективность использования территории".

"Над проектом гавани East Darling Harbour работало 12 человек, вместе мы создавали характеры и сценарии, даже просили внести свой вклад, поделиться своим видением детей. Мы не изобрели все эти вещи, а находили их. Особая поэзия заключается именно в том, как мы складываем отдельные элементы, архитектура - категория, в которой сосредоточено много желания, она соревнуется с идеями Феррари и костюмами Самияки. Эта битва никогда не может быть выиграна, архитектура не предмет дизайна, а выявление заложенных возможностей, с которыми можно работать", - закончил свой мастер класс Ривард.

Татьяна Крупко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»