Юрий суздалев: «Город надо любить» | Городская архитектура

Юрий Николаевич Суздалев

Юрий Николаевич Суздалев архитектор

Наш город бурно строится, переживая вместе с краем экономический подъём. То, каким быть Красноярску, во многом зависит от архитекторов, разрабатывающих и городскую планировку, и конкретные здания. Об особенностях архитектуры и планировки Красноярска прошлого, настоящего и будущего мы беседовали с известным красноярским архитектором Юрием Суздалевым.

- Юрий Николаевич, каким вы видите Красноярск будущего?

- Несомненно, он будет красивым, мощным, высотным. Помимо уникальных природных перспектив, наш город располагает и мощным экономическим потенциалом. Мне нравится идея губернатора сделать Красноярск крупным транспортным узлом между Востоком и Западом. Наряду с индустриальным и сырьевым ресурсами это принесёт немалые деньги, благодаря которым город будет расти, развиваться и хорошеть. Можно сделать тёплым Енисей, для этого не потребуется каких то невероятных решений - всего лишь сбрасывать не донные слои воды, а верхние. Тогда стал бы развиваться яхтенный спорт, рекреационно водная инфраструктура.

Вместо комбайнового и судоремонтного заводов на берегах Енисея вырастут элитные жилые комплексы. Пригороды будут застраиваться элитным малоэтажным жильём. Разовьётся рекреационная зона с коттеджными посёлками, виллами и т.д. У некоторых горожан появится второе жильё - помимо городской квартиры ещё и коттедж за городом. Конечно, не у всех. Ведь понимать коттедж как "доступное жильё" в корне неправильно.

"Хрущевские" пятиэтажки в центре города сменятся многоэтажными современными зданиями, а облик Красноярска будут определять высотные ансамбли, возведённые вдоль набережных. Это практика всех крупных городов мира - Нью Йорка, Москвы, Шанхая? Редкие исключения, вроде Вашингтона, лишь подтверждают общее правило.

Красивая архитектура и урбанизированный центр - вот что ожидает Красноярск. Будущее - за высотным домостроением. Этому способствует ряд факторов. Земля в городе дорогая и становится всё дороже. Тенденция к вертикализации урбанистики универсальна для всей планеты, все через это прошли - как в развитых странах Запада, так и в стремительно развивающихся азиатских - Индии, Малайзии, Китае.

- Можно ли говорить о национальных, этнических направлениях в современной архитектуре?

- Сегодня, на мой взгляд, нет никакой национальной архитектуры - ни арабской, ни русской, ни сибирской - есть мировая, на мировом качественном уровне, общеземная архитектура. Основные требования, которым она должна удовлетворять, - быть удобной, эстетичной, добротной. Совершенно не важно, каким термином её обозначить - модерн или постмодерн. Потребности у всех одинаковые, только климат разный. Поэтому мы проектируем дома, в которых будет удобно жить, которые будут возведены с применением качественных технологий и материалов. Вот и всё.

- А как же быть со сложившейся застройкой? Ведь Красноярску есть что сохранять.

- Конечно, есть. Однако по прошествии времени меняется и ситуация, и городской пейзаж. Например, когда то Троицкая церковь (на подъёме у кладбища над устьем Качи) доминировала в ландшафте, а сейчас силуэт города сильно изменился и её уже не увидишь практически из любой точки города. Совершенно нормально, когда архитектурные ансамбли, служившие доминантами прежде, приобретают кулуарное, внутриквартальное звучание. Их статус поменялся вместе с переменой статуса города. Могучий промышленный Красноярск должен застраиваться соответствующей мощной, высотной архитектурой.

С другой стороны, памятники нужно не охранять, а сохранять - они должны жить и служить, то есть использоваться. Я считаю, что участок деревянной застройки в районе пересечения улиц Бограда, Дубровинского и Маркса должен быть сохранён как музей под открытым небом, как образцовый квартал исторической застройки Красноярска. Надо просто расселить тамошних жильцов, провести санацию и реставрацию, разместить какие то музеи, сувенирные лавки - одним словом, организовать этнографическую зону. Вне всякого сомнения, необходимо сохранить уникальное по красоте здание Литературного музея и ещё несколько по улице Ленина, но все остальные, в том числе по улице Лебедевой, не представляют собой особой художественной ценности, а только мешают формировать гармоничный и красивый городской ландшафт.

Желание всё сберечь нереализуемо - сохранять нужно только выдающееся. И нужное, потому как мало выявить сотню другую исторических памятников - их надо восстановить и поддерживать. В стране нет денег на реставрацию тысяч церквей десятого - четырнадцатого веков, а всё сохранить невозможно - оно повиснет мёртвым грузом, обветшает и рассыплется. Мало того, надо и преемственность соблюсти: ну сохраним непонятно ради чего, а будущее поколение всё снесёт без всякого сожаления. Можно применить чужой опыт. В Париже, например, снесли дом, а на возведённом вместо него здании разместили макет того, что было прежде.

Город должен развиваться динамично и разумно. Вот, например, расширили улицы в центре, спилив для этого старые больные тополя. Что то радикально изменилось в худшую сторону? Нет, но улицы стали шире и просторнее. Посмотрите на Санкт Петербург - на Невском проспекте нет никаких древесных посадок. На Флоренцию, снятую с высоты птичьего полёта, - дом на доме, никаких деревьев.

- Однако у нас существуют нормы озеленения. Которые, кстати, не во всех районах города выполняются?

- Мы продолжаем строить и благоустраивать по старым ГОСТам и СНиПам. Сколько прошло времени, а технические регламенты и новые нормативы так и не приняты законодательно. А самое главное - не в метрах озеленения дело. Наши сограждане привыкли жить плохо: валяется мусор - ну и пусть валяется, грязно в подъезде - это не моё? О каком благоустройстве может идти речь при таком отношении? Если отвести по шесть метров на человека под озеленение, в каждый двор поставить хоккейную коробку, то ничего не изменится. Нельзя так относиться к жизни - национальная гордость должна быть и гражданское сознание.

Безусловно, город будущего - это не только красивые высотные здания, но и благоустроенный низ - ухоженная земля. Однако формально ничего не решается. Каждый скверик, каждая площадка должна иметь хозяина со средствами на её обслуживание. Нормативная зелень на бумаге - это одно, а в городе - другое, ведь за ней надо ухаживать, а это требует труда и средств. Что же касается вандализма, существует два способа зашиты от него: сделать всё настолько красивым, что рука не поднимется разрушить, или крепким. Опыт показывает, что второй помогает мало?

Город надо любить, и эта любовь к окружающему пространству должна распространяться с себя и своей квартиры дальше - на подъезд, двор, улицу, город, страну. Город нуждается в любви как градостроителей и архитекторов, так и его жителей. Ему нужны люди с хозяйским отношением и здравым смыслом.

- Над чем конкретно сейчас работаете и какие концептуальные идеи воплощаете в своих проектах?

- От градостроителей предшествующих эпох в Красноярске осталось грамотное территориальное устройство центра: улицы и переулки завершаются прекрасными видами, выходят на горы, реку, лес. Это уникальное явление - улицы замыкаются не на здания, а на природные красоты. Мы продолжаем эту традицию в своих проектах, причем не только в центре.

В частности, по улице Киренского, на возвышении, примыкающем к Студенческому городку, на месте ветхих деревянных домов Николаевки проектируем жилой многоэтажный комплекс, каждая из квартир в котором будет иметь вид на панораму Столбов и Енисея. А для считающихся не самыми комфортными квартир первых этажей предусмотрены вместо балконов палисадники - как в Лондоне.

Другой проект, состоящий из двух пирамидальных многоэтажек, разработан для правобережья, он тоже будет открываться на живописные виды - горы, Енисей. Главный профессиональный принцип архитектора, на мой взгляд, - работать так, чтобы каждому человеку было удобно и уютно жить в любимом городе. Но чтобы город был красивым и здоровым, нужно, чтобы каждый человек принимал участие в его судьбе.

Беседовал Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»