Логика градостроительства | Архитектор Михаил Меркулов

Меркулов Михаил Леонидович

В последнее время снова стали говорить о комплексной застройке городских территорий, не просто о строительстве, а о формировании среды обитания. О том, как сделать её максимально комфортной для проживания, мы беседуем с архитектором Михаилом Меркуловым.

— Михаил Леонидович, какой, на ваш взгляд, должна быть городская застройка?

- Застройка в любом городе, районе и квартале должна быть, в первую голову, логически верной - удобной для проживания, для эксплуатации и для строительства. В жилом районе должны быть дома, дворы, спортивные площадки, детские городки, автостоянки, газоны, скверы - и никаких участков, не принадлежащих никому. Каждый квадратный метр земли должен быть использован. Это основное требование жизни. А также чтобы высокий дом не загораживал солнце низкому, чтобы низкие дома отстояли на достаточном расстоянии друг от друга и так далее - чтобы всё подчинялось законам простой человеческой логики и было понятно каждому.

- Если для строительства удобна высотная застройка, то для проживания - малоэтажная. Ближе к чему, по вашему мнению, находится "золотая середина" для Красноярска?

- Существуют разные типы застройки. Город не должен отказываться ни от каких. Но делая выбор в пользу того или иного для конкретного земельного участка, необходимо внимательно изучать достоинства и преимущества каждого из них. Тип застройки определяется особенностями места, потребностями, наличием средств и многим другим - все они востребованы и имеют право быть использованными. Если на Кузнецовском плато целесообразно строить малоэтажные дома, то где нибудь в Академгородке разумно строить высотные - из окон уже на уровне третьего четвёртого этажей открываются очень красивые панорамы. Использовать великолепный природный ландшафт и вписывать в него жилые дома - это тоже продиктовано здравым смыслом.

- Можно ли привести примеры правильной и не совсем застройки, существующие в нашем городе?

- Начнём с примеров, которые следует покритиковать. В частности, когда между относительно перпендикулярными дорогами жилая застройка осуществлена как будто на карту высыпали банку с ластиками. Подъезды смотрят в разные стороны, нет границ территории дворов, между ними пустыри, а пешеходы протаптывают тропы в нужном им направлении. Это совершенно некомфортная для проживания среда - там негде и нечего делать ни детям, ни взрослым, сплошные места для выгула собак. Таково большинство районов города - и Роща, и правобережье, и даже новая Взлётка, где дома стоят в хаотическом беспорядке. В предшествующие советской эпохе времена городская застройка осуществлялась здраво и осмысленно. В Красноярске с восемнадцатого века улицы были расположены вдоль и поперёк, все они просвечивались солнцем, а потому уже ранней весной во дворах не было сугробов. Это регулярная застройка, основанная на элементарной логике: существует внешняя и внутренняя часть квартала, через дворы никто чужой не ходит, там есть место для прогулок детей и отдыха взрослых. Нормальная функциональная структура.

Советская власть решила всё прежнее отвергнуть и создать новый реализм, наперекор здравому смыслу. Были выработаны принципы свободной планировки, которые мы наблюдаем в упомянутой Зелёной Роще - лишь для того, чтобы отличаться от остального человечества.

- А может, это попытка уйти от монотонности, свойственной регулярной планировке? Добиться какого то разнообразия?

- Монотонность регулярной планировки - не более чем предрассудок. Существует тип регулярной застройки, наиболее подходящий для жилых кварталов, и свободной - для скверов, парков и ландшафтных проектов. Кому плохо от того, что здания одинаковой высоты и облика расположены в строгом порядке? Этот ритм можно охватить лишь с высоты птичьего полёта, а люди внутри такого квартала ощущают спокойствие и уверенность.

- Есть ли удачные примеры из недавно построенного?

- Конечно. Например, жилой комплекс "Городок". Этот квартал состоит из четырёх квадратов с просторными внутренними дворами, в которые выходят подъезды и где играют дети. Крестообразно расположены пешеходные улицы, которые в настоящее время, к сожалению, заставлены автомобилями - подземных стоянок для них, рассчитанных по нормам того времени, когда строился комплекс, не хватает. Надо в расчётах опережать время и строить с прогнозами хотя бы на пять - семь лет вперед.

Проекты «Семь башен» Проекты «Пять дворов»

- Не могли бы вы немного рассказать о ваших экспериментальных разработках кварталов комплексной застройки?

- По заказу компании "Монолитхолдинг" разработаны проекты жилых кварталов с говорящими названиями: "Семь башен" и "Пять дворов". Их планируется возвести в квартале ВЦ 3, в районе улицы Алексеева. Здания высотой до 26 этажей представляют собой единый комплекс с огороженной территорией, двухуровневой подземной автостоянкой. В первых этажах размещаются администрация и торгово развлекательные заведения, а на крышах организованы пространства для отдыха.

Квартиры в высотных жилых зданиях имеют одну внешнюю прозрачную стену. Благодаря сплошному остеклению одной из стен, кроме открывающегося вида, квартиры максимально открыты для солнечного света. Поскольку климат у нас достаточно суров, между стеклянной стеной и квартирой находится двухметровая лоджия. Это совершенно иной тип организации пространства, с новыми качествами и психологическими аспектами жилья.

При разработке схемы застройки 6-7 го микрорайонов в Покровке была поставлена задача спроектировать район, состоящий из панельных домов 97 й серии (заказчик - фирма "Сибиряк"). Если расставлять дома, как принято, "колечками", то половина фасадов всегда будет выходить на север, а в образованные ими замкнутые дворы будет задувать снег. Если же расположить дома, ориентируясь с севера на юг, то все дворы будут просвечиваться и прогреваться солнцем, которое будет по полдня светить в выходящие на разные стороны таких домов окна.

Между жилыми домами по торцам дворов расположены башни, в которых размещаются различные конторы и офисы предприятий. В них могут работать живущие здесь люди - для значительной части жителей отпадает необходимость добираться до работы в другой конец города.

Первое, о чём должен помнить планировщик района, - это удобство его жителей. Подъезды жилых домов выходят во дворы, в которых всё подземное пространство отдано машинам. Эти дворы можно назвать "парадными". А тыловые стороны домов образуют дворы зелёные, предназначенные для детей, пенсионеров - машины здесь не появляются. При этом примерно половину каждого двора занимают небольшие детские дошкольные учреждения, которых в комплексе несколько. Главное, что в таком районе всё расположено в пешеходной доступности, и из двора во двор через арочные проёмы можно попасть беспрепятственно и безопасно. Общий бульвар проходит осью через весь район. При такой законченной планировке отпадает вопрос о возможном в будущем уплотнении: здесь и так каждый участок, каждый метр площади будет использован, и всё будет освещаться солнцем.

- Несмотря на то, что в основе ваших разработок лежат выверенные принципы, они несут в себе очень много нового, а новое, как правило, пробивает себе дорогу с большим трудом. С какими сложностями приходится сталкиваться?

- К сожалению, новые градостроительные нормы пока не разработаны. Необходимы региональные нормативы, принимаемые с учётом климатических и прочих особенностей территории, разработанные с привлечением специалистов различного профиля. Некоторые субъекты федерации утвердили их: Москва, Санкт Петербург, несколько областей. Красноярский край этого пока не сделал. В итоге согласовать что то не вписывающееся в рамки во многом устаревших требований достаточно сложно.

- Насколько оптимистично вы настроены относительно решения этих проблем?

- Не скоро, но неизбежно всё войдёт в нормальное, регулируемое здравым градостроительным законодательством русло.

Беседовал Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»