Дворцы, высотки, магазины?

Аркадий Cупоницкий

Аркадий Cупоницкий «Под строительство деловой недвижимости город может предложить много вариантов участков на выбор – от Черёмушек и хоть до Миндерлы»

Все без исключения радеют за город, в котором живут, – но по-разному. В очередной раз это проявилось на двух августовских градостроительных советах. Поговорка «семь раз отмерь – один отрежь» снова подтвердила свою актуальность. Из семи проектов, рассмотренных на двух заседаниях, были одобрены лишь три, пара обретёт решение в рабочем порядке в недрах горархитектуры, а два отложены до лучших времён и лучшей проработки.

ТРКаньи БЕГА

Сколько нужно городу ТРК - торговоразвлекательных комплексов, а также бизнес-центров? Этим вопросом задаются сегодня многие архитекторы и просто горожане. Вот и на прошедшем градостроительном совете обсуждалось сразу несколько подобных объектов. Не стало исключением и планирование фрагмента территории нового городского центра - 3-го микрорайона жилого района Иннокентьевский, значительную долю которого предложено отвести под коммерческую недвижимость.

Заказчиком территориально-планировочных работ выступило ООО УСК "Сибиряк", а исполнителем - институт "Красноярскгражданпроект". Докладывала работу Татьяна Лисиенко, руководитель 1-й архитектурной мастерской. На территории в два десятка гектаров, прилегающей к Октябрьскому мосту, предложено разместить ряд объектов разного назначения. На участке выделено три зоны застройки: офисно-деловая, торгово-развлекательная и жилые кварталы.

Застраиваемая территория сегодня занята ветхим жилым фондом (62 дома, кирпичных и деревянных) общей площадью около 15 тысяч кв. м, кроме того, здесь размещается онкологический центр, мебельная фабрика, школа и автозаправка.

Представленный план подразумевает строительство высотной гостиницы площадью более 100 тыс. кв. м на 2 тыс. постояльцев с подземно-надземными парковками на 360 машин. На участке в 3 га возможно строительство парковки площадью 9 тыс. кв. м на 1000 автомобилей, что должно удовлетворить потребности задуманного делового комплекса. Согласно проекту в микрорайоне должны появиться также общеобразовательная и музыкальная школы, хореографическое училище. И все же налицо развлекательно-деловой крен, который объясняют необходимостью привлечения средств инвесторов на благоустройство набережной.

Многие из членов градосовета выразили неодобрение такой концепции развития территории. По их мнению, это один из самых живописных районов Красноярска и его правильнее застраивать элитным жильём, а не офисами.

Красноярск - не столица России, и вызывает сомнение, нужно ли ему такое количество деловых зданий, которое строится и проектируется сегодня. Если в них все же есть потребность, то офисноделовой центр неплохо разместится и в менее живописных районах. Как сказал Аркадий Супоницкий, под строительство деловой недвижимости город может предложить много вариантов участков на выбор - от Черёмушек и хоть до Миндерлы.

Решением градостроительного совета было отложить рассмотрение предложенного плана территории, определиться с концепцией её освоения, типологией застройки и вернуться к рассмотрению через три недели.

Для города прежде всего важна концепция набережной и транспортная составляющая нового центра, в том числе дорога вдоль берега, связывающая Зелёную Рощу с историческим центром.

Поэтому главной в освоении обсуждаемой территории является транспортная схема, а жильё, офисы и ТРК вторичны. ТРКаньи гонки, может, и хорошее развлечение, но сегодня в Красноярске гонять особо негде, местами сложно даже передвигаться?

Серийные строители

Вторая часть заседания была посвящена микрорайону Покровский. Проект планировки 6-го и 7-го микрорайонов этого жилого района, выполненный тем же тандемом ТГИ "Красноярскгражданпроект" - ООО УСК "Сибиряк" и не столь давно утверждённый, был подкорректирован в сторону увеличения плотности застройки. Вместо прежнего показателя средней плотности заселения около трёхсот человек на гектар запланирован значительно больший - около четырёхсот. "Сибиряк" здесь традиционно собирается строить панельные дома 97-й серии, но большей этажности - до 12, вдобавок при сохранении двух зелёных зон по границе одной из них собирается построить ещё один дом. Некоторые сложности планирования создаёт рельеф: перепады высот в обоих районах достигают 8-12 метров. Сохранено место, зарезервированное под школу на тысячу учащихся, достаточную для скорректированной плотности населения - для этого предлагается выровнять площадку под неё. Для 7-го Покровского микрорайона запланирована школа на 920 учеников. Первоначальная транспортная схема сохранена.

Аудитория явно скучала, выслушивая очередную часть 97-серийного сериала. Ведущий заседание главный архитектор города выразил надежду, что застройщик когда-нибудь отойдёт от тотальной (на 99%) застройки своих площадок крупнопанельными домами пресловутой серии. Он заметил, что свой офис "Сибиряк" оформил навесными панелями и цветным стеклом, и пожелал, чтобы разнообразие проявилось и в потоке его массового жилищного строительства.

Прозвучала и рекомендация заранее вписывать в план объекты инфраструктуры - например, школы.

Нередко оставленные под них "пятна" удовлетворяют нормативам по площади, а по конфигурации - нет. Как потом с этим быть - непонятно. Аркадий Супоницкий также порекомендовал произвести уплотнение не вписыванием дополнительных домов в скверы, а добавлением дополнительных секций к уже намеченным зданиям. Ставился вопрос и о сроках освоения площадок, и о назревшей необходимости внесения изменений в типологию жилья. Поскольку принципиальных изменений в план территории не внесено, то предложено продолжить рассмотрение и изменение в рабочем порядке.

По-европейски смело

Следующий проект был представлен архитектурном бюро "Тектоника", выполнен по заказу ООО "Диалектика". Два 32-этажных жилых здания в районе пересечения улиц Дубровинского и Диктатуры пролетариата уже рассматривались и были одобрены градостроительным советом ранее. Теперь возникла идея дополнить проект пешеходно-транспортной платформой с трёхъярусно расположенными на ней офисами общей площадью 4 тыс. кв. м и пешеходно-рекреационной зоной поверх них. Такое решение забирает в туннель участок улицы Дубровинского, оставляя ширину проезда в 40 м. Установкой широкой, нависающей над магистралью платформы решается компенсация нехватки дворового пространства на этом участке. Проект предусматривает организацию пешеходного трафика к двум домам и набережной Енисея, а также 1200 кв. м под озеленение.

Проект смелый, из европейского опыта - строительство над транспортными магистралями для нашего города является совершенно новым подходом к организации городского пространства. Его осуществление означало бы не просто новый подход к эффективному уплотнению застройки, но и позволило бы вовлечь труднодоступные для пешеходов участки набережной в общегородской променад. Сегодня это затруднено перегруженными транспортными потоками в обоих направлениях.

Однако он вызвал возражения многих из присутствующих, сводившиеся в основном к тому, что направление улицы Дубровинского очень важно в транспортной схеме города и заточать его в туннель было бы неосмотрительно. Общее мнение выразил председатель Красноярского отделения Союза архитекторов России Владимир Ульянов: сервитут данной территории должен быть чётко определён с главенством транспортной составляющей. Кроме того, он выразил пожелание ко всем архитекторам представлять проекты в привязке к генплану и демонстрацией того, как он сочетается с соседними объектами - в частности, запланированным рядом музеем современного искусства. Всё-таки совет градостроительный и должен рассматривать не отдельные здания, а вписанные в общий контекст и конкретный городской ландшафт. Проект предложено отложить до того, как будет построен четвёртый мост через Енисей.

Под покровом трёх высоток Комплекс из трех высотных жилых зданий со встроенно-пристроенными помещениями намечено построить в районе пересечения улиц Шахтёров и Молокова. Заказчиком проекта выступил ЗАО "Сибагропромстрой", а исполнителем - 2-я архитектурная мастерская института "Красноярскгражданпроект" под руководством Андрея Курицына.

Комплекс спроектирован с ориентацией на застройку не столько самого 1-го микрорайона Аэропорта, частью которого он является, сколько формирует улицу Шахтёров - достаточно важную для будущего города транспортную артерию. По сути, это западная граница жилого массива Аэропорт, которая будет достаточно эффектно обозначена этими высотками, особенно впечатляюще смотрящимися с улицы Шахтёров - при выезде и въезде в город.

Комплекс из трех высотных жилых зданий со встроенно-пристроенными помещениями

Композиционно комплекс разбит на две части. Одна выделена стилобатом, расположенным вдоль улицы Шахтеров, который решен достаточно лаконично, учитывая условия восприятия во время движения на большой скорости по автомагистрали. Это двухэтажное здание с повышенной, 4,5 м высотой этажа служит своеобразным экраном, отгораживающим жилые дома от оживленной трассы. В нем разместятся различного рода общественно полезные объекты, которые будут работать не только на жителей микрорайона, но и на город.

Вторая, угловая часть отделена в четырехэтажный блок с классическим решением и более принадлежит улице Молокова, чем Шахтёров. Диалог двух объектов, отдельно стоящего 4-этажного здания и 2-этажный "поворот" смотрится достаточно интересно.

По замыслу проектировщиков, и сами высотки, и пристроенные к ним 2-4-этажные здания будут облицованы вентилируемым навесным фасадом из алюминиевых плит "Алюком" трёх различных тонов. "Может, это не слишком характерное для жилой застройки решение, - отмечает Андрей Курицын, - но, учитывая высотность домов, мы выбрали алюминий благодаря таким его свойствам, как матовость, игра на солнце".

"Сибагропромстрой" построит не только красивый, но и очень надежный жилой комплекс. Дома будут стоять на армированной бетонной платформе высотой 1,35 м, установленной на свайном основании. Здания запроектированы в монолитном исполнении, по системе КУБ-2,5, с повышенной жесткостью конструкции. Так, по расчету, на высоте 75 метров вертикальные отклонения составят всего 26 мм - это в 19 раз меньше, чем допускается нормативами.

Объект разрабатывался в строгом соответствии со всеми требованиями, в том числе противопожарной безопасности. В частности, из четырех лифтов, которыми будет оснащен каждый дом, один предназначен специально для эвакуации в чрезвычайных ситуациях - даже если здание окажется обесточенным, он будет работать от автономного источника энергии.

Во всех трех домах комплекса будет построено 372 квартиры общим объемом свыше 25 тыс. кв. м. В основном проектом предусмотрено жилье среднего класса, а не крупногабаритное элитное. По площади квартиры, за исключением расположенных на последних этажах, превышают стандарт процентов на 15: порядка 50 кв. м однокомнатная, 65 кв. м двухкомнатная, около 80 кв. м - трехкомнатная. Базовая планировка предполагает шесть квартир на каждом этаже: по две 1-, 2- и 3-комнатных, хотя проект позволяет делать по 4 или 5 квартир на этаже, не меняя основную планировку. В верхних этажах запланированы двухуровневые пентхаусы с террасами, обращенными на юг, на уровне 20-го этажа также предусмотрены эксплуатируемые террасы. Учитывая положение объекта на возвышенности и высоту здания, можно с уверенностью предположить, что вид из окон будет потрясающий - на акваторию Енисея, горы, на город, который весь будет как на ладони.

Развитая инфраструктура обслуживания населения разместится в первых этажах высоток и встроенно-пристроенных помещениях. Под эти цели в комплексе отведено порядка 9 тыс. кв. м. При этом помимо объектов торговли и бытового обслуживания на первом этаже в дворовой части разместятся диспетчерские, ТСЖ, а также помещения досугового назначения - детские игровые комнаты, спортивные залы.

Замкнутый внутренний двор жилого комплекса будет оборудован самым современным образом - детским городком, спортивными сооружениями, и, конечно же, благоустроен и озеленен. А предусмотренная подземная 3-уровневая автопарковка на 306 машин с учетом тенденции укрупнения квартир в ходе перепланировки позволит приблизиться к оптимальному показателю - по гаражу на каждую семью. Это первые здания высотой более 24 этажей, которые появятся в Красноярске. "Сибагропромстрой" планирует построить их за три года.

Назад, в 60-е

Проект Ледового дворца представил питерский институт ГИПРОНИИ РАН. Привязку к местности выполнил ТГИ "Красноярскгражданпроект", а заказчиком выступило агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края.

Возможно, по причине бюджетного финансирования в части архитектурных и отделочных решений проект был чрезмерно экономен и скуп. Здание спроектировано в 3-х уровнях с купольным перекрытием и двумя ледовыми аренами - основной и тренировочной. Дворец не только ледовый, но спортивный в широком охвате: в нём запланированы площадки для разнообразнейших игр с мячом - волейбольные, баскетбольные, гандбольные, а кроме того - скалодром под прозрачной кровлей. Можно было бы ожидать и отделку гранитом в полный рост, но проект предусматривает применение натурального камня лишь в отделке цоколя, тогда как вентилируемые фасады декорируют керамогранитом и штукатуркой. Внутренние помещения также решены в экономично-логистическом ключе: гардеробные под трибунами, кафе на первых двух ярусах, третий - технический, для осветителей, телевидения и прессы. Основная арена с трибунами на три тысячи зрителей позволяет проводить хоккейные состязания премьер-лиги, но недостаточна по ёмкости игр высшей.

Предварил обсуждение народный архитектор Арэг Демирханов. Он похвалил проект за добротность и классичность, на что последовала реплика Сергея Бальцера: "Что это? Возврат в 60-е?" Арэг Саркисович ответил довольно резко: "Ничего плохого в шестидесятых нет. Более чем двухтысячелетняя история купольной архитектуры не дает обойтись без повторений. Представлен проект надёжного балочного купольного перекрытия, и нечего тут оригинальничать". Мнения разошлись, а конструктивные предложения звучали не только в отношении декоративного решения и облагораживания внешнего вида, но и в части объемных изменений комплекса.

В соответствии с требованиями безопасности личные вещи посетители должны будут оставлять в камере хранения, отстоящей в стороне, чьё прямоугольное здание отнюдьне украшает общей картины. Было предложено спрятать эту коробку под землю, по соседству с подземным же переходом, и за счёт этого несколько увеличить площадь парковок. Ну и конечно, смелее использовать дорогие, но представительные материалы, привнеся и архитектурные коррективы в ходе доработки проекта. По высказыванию одного из присутствовавших, Красноярск - город контрастов, где можно встретить рекламные щиты из натурального гранита и общественно значимые здания чуть ли не из фанеры. Нашим, саянским мрамором облицовывают столичные супермаркеты, а мы собираемся украсить ледовый дворец китайским керамогранитом? Всё-таки спортивный объект федерального значения должен и выглядеть соответствующе, и быть узнаваемым.

Подвёл черту под дискуссией Владимир Ульянов: "Сваи уже забиты. Проект разработан, а детали, которые смущают в настоящий момент, поправимы". Проект был одобрен градостроительным советом и будет совершенствоваться в рабочем порядке.

И снова "Эльдорадо"

Еще одним пунктом повестки дня градостроительного совета значился торговый центр "Эльдорадо", задуманный на пересечении улиц Шахтёров и Спандаряна. Разработчик проекта - Железногорский проектный институт ВНИИПИЭТ. Представлял проект его автор - Виктор Бондарь.

Как признался представитель генерального подрядчика, заказчика не интересует ни архитектура, ни что-либо другое, кроме торговых площадей. Это было заметно из двух представленных проектов торгового комплекса - первоначального, довольно неинтересного и не утверждённого заказчиком, и откорректированного, ещё более скучного: прямоугольная коробка, занимающая всё предоставленное пространство, и парковка, запланированная в двухстах метрах на месте пока не снесённого кирпичного домика.

Ни архитектурных дерзаний, ни даже заботы об удобстве покупателей - только максимум торговых площадей.

Видимо, этим абсолютным приоритетом и объясняется продолжение скандального шествия предприятий "Эльдорадо" по Красноярску. Всем известен прецедент нарушения всех мыслимых регламентов - выход за "красные линии", снос старинного особняка без разрешения на то Службы по охране объектов культурного наследия и прихваченные территории при строительстве "Эльдорадо" на улице Сурикова. Это громоздкое здание не только заслонило окна соседних жилых домов, но и практически вылезло на проезжую часть на довольно сложном транспортном участке городского центра - делом о нарушениях занимается прокуратура. Небрежение к генплану Красноярска повторяется, как дежа-вю - представленный проект тоже не считается с транспортной схемой и генпланом.

"Это настоящая заноза в теле района, ведь транспортные потоки здесь очень интенсивные и будут и дальше возрастать, - сказала Татьяна Лисиенко. - Не надо забывать, что улица Шахтёров - очень важная и перспективная транспортная магистраль городского значения. Генпланом предусмотрено расширить её до шести полос, а строительство крупного объекта вплотную к ней просто "съест" две из них".

Борис Муравьёв напомнил о решении предыдущих градостроительных советов не принимать к рассмотрению проекты без документов, подписанных руководством этого ведущего градостроительного учреждения. "Какой смысл обсуждать архитектуру, пока нет полного согласования с генпланом?" - отметил он.

Решено было рассмотреть этот спор в рабочем порядке, сопоставив проект с генпланом и перспективной транспортной схемой города. Если с документацией всё согласуется, то вскоре в Советском районе вырастет ещё одна громада "Эльдорадо".

Достройка "Торгового квартала"

Последним вопросом последнего дня лета значилась реконструкция под торгово-развлекательный комплекс трёх небольших корпусов, оставшихся от завода телевизоров. Заказчиком проекта выступил "Торгпромактив", а разработчиком институт "Красноярскгорпроект". Снова возникла тень "Эльдорадо", поскольку именно за его зданием и находится рассматриваемая площадка. Заказчик предполагает сдать построенное здание в аренду "Техносиле", так же как и "Эльдорадо", торгующей бытовой техникой. Небольшая площадь помещений проектируемого комплекса (всего около 4 тыс. кв. м) не очень осложнит парковочную ситуацию. Её в целом ухудшает малость и неудобство территории с трансформаторной будкой, которую ни снести, ни перенести - нерентабельно. Прозвучало предложение просто экранировать её рекламными щитами или улучшить эстетику постройки другими простыми приёмами, хоть транспортной проблемы это, конечно, не решит.

Будочные ассоциации развил архитектор Александр Добролюбов, выразивший общее мнение, что в таком стеснённом соседними зданиями пространстве ни о каком интересном архитектурном решении говорить не приходится. "Проект показался настолько неинтересным, что я развернулся и пошел, потому как был папа собака, мама собака, а это еще одна такая же, только маленькая - дочка Жучка".

Непринципиальность поиска архитектурного решения подтвердил и заказчик, сказавший: "Мы решили быстренько построить этот комплекс, чтобы существующие развалины не портили общего впечатления от "Торгового Квартала". Члены градосовета согласились с таким решением и одобрили строительство - вернее достройку уже сложившегося ансамбля, несмотря на архитектурную невыразительность предлагаемого сооружения

Источник: Журнал «Сибирский Дом»