Будущее общественного транспорта уже определено

Ежегодно количество личного автотранспорта на дорогах Красноярска увеличивается на 8–10 %, а развитие дорог не успевает за этим ростом. Даже ввод в эксплуатацию четвертого автомобильного моста через Енисей способен лишь улучшить положение на отдельных участках.

Только новыми дорогами и расширением существующих проблемы не решить. Потому что строительство должно обгонять рост числа автомобилей, а этого не происходит. Выход — создавать условия, чтобы как можно большее число красноярцев пересаживалось с личного транспорта на общественный. Если автобусы станут комфортабельными, если на общественном транспорте горожане будут добираться на работу быстрее, чем на собственном авто, вполне вероятно, станет больше таких, кто выберет автобус, городскую электричку или трамвай.

Что ждет систему общественного транспорта в ближайшие несколько лет, знают специалисты института «Гражданпроект», которые недавно завершили подготовку схемы его развития.

Если комплексная транспортная схема, подготовкой которой занимается «РосНИПИ Урбанистики» из Санкт-Петербурга, — это стратегический документ, определяющий, где в следующие 20 лет в городе появятся новые транспортные развязки, будут построены новые и расширены существующие дороги, то ее составная часть — схема развития общественного транспорта — отвечает на вопрос, какие виды транспорта нужно развивать в городе.

Приоритетное развитие электротранспорта

— Работая над схемой общественного транспорта, мы прежде всего решали вопрос развития сети электротранспорта, мы предлагаем создать троллейбусную и трамвайную сеть в тех районах, где сегодня этой сети нет, — рассказывает главный инженер проектов отдела транспортного развития института «Гражданпроект» Максим Силкин.

Трамвай, который сегодня ходит лишь по части правобережья, предлагается не только вернуть на Октябрьский мост, где он когда-то был, но и в перспективе направить в Солнечный.

— Когда в 2007 году убирали трамвайные пути с Октябрьского моста, речь шла о том, что этот вид транспорта себя не окупает. Действительно, на тот момент так и было, потому что трамваю по большому счету было некуда ходить, в нашей схеме мы решили эту проблему, — объясняет Максим Силкин. — Мы предлагаем направить трамвай с Октябрьского моста на проспект Авиаторов, завязать схему движения по улицам Светлогорской, далее 9 Мая, Подзолкова в кольцо и продлить трамвайные пути до того места, где сегодня располагается платформа городской электрички «Красноярск-Северный».

В этом месте предлагается создать мультимодальный пересадочный узел.В таком случае конечным пунктом движения трамвая планируется сделать жилой район Солнечный.

— Сегодня движение транспорта на проспекте Авиаторов осуществляется по боковым полосам дороги, средняя часть проспекта оставлена для размещения трамвайных путей и основной проезжей части. В дальнейшем все пересекающие проспект улицы — 9 Мая, Молокова, Алексеева — должны проходить над ним путепроводами. После Октябрьского моста транспорт с проспекта Авиаторов будет выходить за 9 Мая. Далее трамвай будет уходить по кольцу, а весь индивидуальный транспорт — двигаться на Северное шоссе и дальше на трассу М53, — рассказывает Максим Силкин.

Для освоения района Солонцы 2, расположенного рядом с Северным шоссе, необходимо решать вопрос с его транспортным обслуживанием, для чего и предлагается развитие трамвайной линии. Довести трамвайные линии до Солнечного предполагается к 2033 году — конечному сроку реализации нового генплана Красноярска. Однако из-за сложного рельефа Солнечного с перепадами высот воплощение этой идеи потребует больших затрат, признает специалист. 

Где в Красноярске появится дуобус?

У трамвая как вида транспорта существует немало преимуществ перед автобусами, в отличие от автобусов это обособленный вид транспорта, движущийся по выделенной полосе и не пересекающийся с автомобильным потоком. Эти-то плюсы и предлагают использовать разработчики схемы, внедряя новый для Красноярска вид транспорта — дуобус. 

— По сути это автобус, который ходит по выделенной полосе и не мешает остальному транспорту, потому что идет он там, где движение индивидуальному транспорту запрещено, — объясняет Максим Силкин. — Если трамвайные пути на проспекте «Красноярский рабочий» будут выполнены в одном уровне с дорогой, установлены ограничения, появится возможность кроме трамвая пустить по обособленному полотну автобус. 

В плане Четыре пересадочных узла

Схема развития общественного транспорта предполагает создание в Красноярске транспортно-пересадочных центров — крупных комплексов, где в одном месте будут сходиться потоки различных видов транспорта: автобусов, городской электрички, троллейбусов, трамваев.

Создаются они с тем расчетом, чтобы горожане могли добираться сюда на личном транспорте из удаленных районов или пригородов, оставлять автомобили на перехватывающей парковке у транспортно-пересадочного центра, пересаживаться на общественный транспорт и дальше передвигаться по городу уже на нем.

В общей сложности на территории Красноярска предлагается разместить четыре многофункциональных транспортных центра: центральный на базе железнодорожного вокзала, северный — на месте действующей сегодня платформы городской электрички «Красноярск-Северный», он будет взаимодействовать с междугородним автовокзалом, перенесенным на площадку Авиаторов — Северное шоссе. Восточный транспортно-пересадочный узел разместится на правобережье, там, где сегодня находится конечная остановка автобусов на КрасТЭЦ.

Четвертый пересадочный пункт займет площадку рядом с четвертым автодорожным мостом через Енисей в новом районе Тихие Зори. Этот участок также находится рядом с железной дорогой.

В следующие несколько лет в городе должна появиться выделенная полоса для движения общественного транспорта еще на нескольких улицах, там, где ширина позволяет это сделать: проспектах Металлургов, Авиаторов, улицах Партизана Железняка, 9 Мая, Мичурина, Тотмина, Копылова и Белинского.

Транспортная связь с новыми микрорайонами

Сегодня развитие транспортного сообщения не всегда успевает за появлением новых городских районов, как результат — в Красноярске немало примеров, когда сначала на новой городской территории строится жилье, и лишь спустя несколько лет, когда средства на эти цели появляются в бюджете, создается транспортная инфраструктура. На северо-западе левобережья в ближайшие несколько лет начнется активная застройка, готовятся для освоения площадки для строительства в районе Агроуниверситет, на территории Плодово-Ягодной станции более сотни гектаров предназначено для строительства жилья. В схеме предусмотрено движение автобусов в эти новые районы.

Срок реализации схемы развития общественного транспорта тот же, что у генерального плана Красноярска, воплотить заложенные в этом документе идеи собираются до 2033 года. При этом реализация схемы разбита на два этапа, первый должен завершиться к проведению Универсиады в 2019 году. 

Источник: Журнал "Сибирский дом" 6(137) июнь 2015