Нужны ли платные парковки в Красноярске?

1030
12 февраля 2014 г.
Городские проекты

 

Главные улицы Красноярска сегодня переполнены транспортом. Центр города в рабочее время превращается в один огромный паркинг, автомобили стоят везде, где только можно, и нередко даже там, где нельзя: на газонах и детских площадках во дворах. Нужны ли платные парковки в Красноярске?

 

 

 

Некоторые надежды на улучшение транспортной ситуации в Красноярске связывают со строительством четвертого моста через Енисей. Но один мост не сможет решить проблему. Новая переправа стоимостью 12 млрд рублей только перераспределит транспортные потоки и уберет с дорог города транзитный транспорт. Понятно, что с этим нужно что-то делать и что одним только строительством новых трасс и расширением существующих ситуации не изменить. Потому что сколько ни строй, все равно темпы этого строительства всегда будут отставать от скорости, с которой увеличивается число автомобилей. По данным ГИБДД Красноярска, ежегодно количество личного транспорта на дорогах краевого центра прирастает на 25-30 тыс. единиц. Рост этот начался с начала 2000 года и сохраняется на одном уровне (7 – 8% в год, +25- 30 тыс. автомобилей) на протяжении вот уже пяти лет. В прошлом году в конце февраля в Красноярске был зарегистрирован 400-тысячный автомобиль. На 1 февраля 2014-го в городе официально зарегистрировано уже 430 тыс. автомобилей. Помимо автомобилей красноярцев, еще несколько тысяч автотранспортных средств каждый день приезжают в краевой центр из ближайших пригородов. В каждом городе, где число автомобилей перешагнуло за отметку 400 единиц на 1 тыс. жителей, столкнулись с необходимостью ограничивать въезд в центр города. Стали создавать препятствия для въезда личного транспорта в центр и стимулировать горожан к тому, чтобы они оставляли свои автомобили дома.

В Москве платные парковки начали вводить два года назад. В 2012 году в порядке эксперимента платные стоянки появились в пределах Бульварного кольца, с декабря 2013-го зона платных парковок расширилась до границ Садового кольца. Стоимость разовой парковки в границах Бульварного кольца сегодня обходится москвичам в 80 рублей в час, за то, чтобы припарковаться в более удаленной зоне до Садового кольца автомобилисты платят 60 рублей в час. Стоимость абонемента на парковку в пределах Бульварного кольца составляет 16 тыс. рублей в месяц (или 160 тыс. рублей в год), месяц парковки между Бульварным и Садовым кольцом обходится автомобилистам в 12 тыс. рублей, за годовой абонемент придется отдать 120 тыс. рублей.

Московский опыт теперь собираются перенимать и в Красноярске. В конце прошлого года городские власти дали понять, что появление и в краевом центре платных парковок - дело решенное. На итоговой пресс-конференции мэр города Эдхам Акбулатов рассказал, что уже с 2014 года в историческом центре будет вводиться система платных парковок. Решение принято, теперь важно, как именно будет работать эта система. Пока в департаменте городского хозяйства, который будет заниматься внедрением системы платных паркингов, не смогли пояснить, что нас ждет, отметив, что сейчас система находится в разработке. Важно, чтобы в этой работе оказались задействованы специалисты из разных областей. Чтобы параметры этой системы в итоге не стали единоличным решением одного специалиста департамента, который при этом совсем не обязательно будет обладать пониманием экономических основ этой градостроительно-транспортной проблемы.

 

Поэтому на страницах «Сибирского дома» мы уже сейчас решили открыть обсуждение темы платных парковок в Красноярске и постарались собрать мнение красноярцев по поводу грядущего нововведения. Нужны ли платные парковки в центре Красноярска, какой должна быть система платных паркингов и можно ли сделать так, чтобы введение оплаты за бесплатную прежде стоянку в центре не вызвало раздражения горожан, спрашивали мы экспертов.

Традиционная картина в центре Красноярска. Работа автоэвакуатора
на ул. Карла Маркса 3 февраля 2014 г. в 11:05

 Большинство участников опроса отметили, что платные паркинги должны вводиться системно и эффективны могут быть не сами по себе, а только в сочетании с другими элементами транспортной системы. Кроме того, нужно, чтобы у горожан обязательно появилась альтернатива и возможность выбора: наличие недорогих платных парковок вблизи от центра при дорогих рядом с офисными зданиями, удобный общественный транспорт как замена личному. Пока ничего этого нет.

 

Причем даже те из экспертов, кто считает, что парковки нужны, при этом отмечают, что Красноярск сегодня не готов к введению платных паркингов. Эта мера должна быть частью транспортной политики и вводиться на определенном этапе развития, отмечают они, сначала у людей должна появиться альтернатива: ехать в центр города на автомобиле и платить за стоянку либо воспользоваться общественным транспортом. Об ограничениях для использования автомобилей можно было бы говорить только после создания в Красноярске системы эффективного, быстрого и удобного общественного транспорта, например, скоростного трамвая.

 

Тогда появление платной парковки действительно сможет привести к порядку, к тому, что автомобилисты начнут парковаться точно по разметке, машин на обочинах поубавится, и если у красноярцев появится необходимость на 15 минут заехать в расположенный в центре города банк, появится возможность найти неподалеку парковочное место. И недовольных тем, что за бесплатную прежде парковку в центре теперь предлагается платить, станет меньше.

 

 

Александр Фадеев, доцент кафедры транспорта Политехнического института СФУ

 

 - Как в любом большом городе, в Красноярске должны быть платные парковки. Но введение системы платных паркингов должно стать только одной из мер комплексного решения транспортной проблемы наряду с развитием общественного транспорта, улично-дорожной сети, использованием интеллектуальных систем организации дорожного движения. Потому что сами по себе парковки не способны кардинально изменить ситуацию, ожидаемый эффект они дадут только вместе с другими мероприятиями.

Где именно они должны размещаться, какой должна быть их вместимость и стоимость оплаты за машино-место - все эти вопросы должны решаться исходя из транспортной схемы города. В любом случае, помимо платной парковки обязательно должна существовать приемлемая бесплатная альтернатива - парковки, которые могут располагаться в прилегающих к центру районах, где транспортная проблема стоит не так остро и поэтому там еще можно найти площадку под паркинг. Для доставки пассажиров, которые оставили свои автомобили на таких парковках, должны быть организованы соответствующие маршруты общественного транспорта.

Организация парковочного пространства должна предусматривать создание системы паркингов, при которой в центре города существуют платные парковки с одним тарифом, а на подъездах к центру созданы перехватывающие парковки с другим, более низким тарифом. Что касается мест для парковок, в первую очередь платные парковки должны появляться там, где сегодня есть большое скопление транспорта, которое не позволяет организовать нормальное дорожное движение.

При этом организация платных парковок должна в первую очередь обеспечивать нормализацию дорожного трафика, а уже во вторую очередь рассматриваться как средство получения прибыли для бизнеса. В тех случаях, когда можно найти пространство для организации бесплатной парковки, введение платных паркингов недопустимо. Таким образом, кроме платных парковок обязательно нужно заниматься бесплатными. У нас же сегодня ни в одном районе города нет грамотно организованного парковочного пространства, машины во дворах ставятся как придется, это создает большие проблемы для жителей: затруднен проезд детских колясок, передвижение машин скорой помощи и пожарных.

Сегодня Красноярск – это город для автомобилей. Мы уже осознали, что этой проблемой нужно заниматься, простое отрицание «купил автомобиль – сам ищи место для его хранения» только усугубляет ситуацию. Только комплексное решение транспортной проблемы позволит превратить Красноярск в город для людей.

 

Алексей Лагутин, директор компании «Кром»

 

 

- Я не против платных парковок как таковых и в целом отношусь к этой идее достаточно спокойно, но не верю, что создание платных парковок хоть как-то поможет разгрузить от транспорта исторический центр. Потому что те, кто не захотят ставить машины на платную парковку, постараются найти для них другое место в пределах исторического центра, и тогда автомобили просто перекочуют во дворы. И сегодня утром, стоит живущим в центре красноярцам уехать на работу, через 10 минут их места во дворах заняты автомобилями приехавших на работу в офисы служащих. Поэтому многие жители домов в историческом центре уже сейчас устанавливают шлагбаум на въезде во двор, чтобы посторонние не ставили машины на их территории. Но шлагбаум возможно установить далеко не везде, и для жителей таких дворов вводимая администрацией мера обернется катастрофой. Даже утром в центре невозможно найти место для парковки. Каждый день я приезжаю на работу к 8:15, и если еще три года назад в это время суток парковка рядом с Домом быта стояла наполовину пустой, сейчас по утрам на ней нет ни одного свободного парковочного места.

 

Само по себе решение создавать платные парковки в центре города однобокое. Для ликвидации проблемы с парковками нужны кардинальные подходы, нам же в очередной раз предлагаются полумеры. Вместо того, чтобы задуматься о строительстве в центре современных многоуровневых паркингов или вернуться к идее строительства метро, чтобы красноярцы смогли пересесть с личного транспорта на общественный, нам предлагается теперь платить за место на парковке. Такими мерами можно добиться только пополнения бюджета.

Для центра города я не вижу другого выхода, кроме как строительство многоуровневых паркингов. С каждым годом машин у красноярцев становится все больше, и, конечно, ставить свои машины жители центра хотят не в соседних микрорайонах, а рядом с домом.

 Возможность найти место для многоуровневого паркинга в пределах центра все еще есть. У нас есть пустыри вдоль Качи, на этих территориях, занятых ветхими деревянными домами, могли бы разместиться современные паркинги.

 

 Антон Шаталов, главный архитектор ОАО «Гражданпроект»

 

 

На сегодняшний день Красноярск уже достиг того уровня автомобилизации, при котором без введения системы оплаты парковки город не может нормально функционировать и развиваться дальше.


Нагрузка на центр города (который в первую очередь нужно сделать платным для автомобилей) стоит денег. На содержание этой территории сегодня выделяются средства из бюджета, и платят за него в том числе те, кто на личном транспорте не ездит. Вводя платную парковку, город тем самым переносит затраты автовладельцев из косвенных в прямые. После этого каждый автомобилист уже сам будет оценивать для себя необходимость приезда в центр на личном транспорте.


Существуют два вида платных парковок: перехватывающие и уличные, занимающие место на земле. У двух этих видов паркингов абсолютно разный подход к тарификации. Чтобы человек не оставлял надолго машину в центре, тарификация уличных парковок должна быть прогрессирующей: с каждым последующим часом цена места на парковке  увеличивается. В Европе, где такая система функционирует уже довольно давно, оплата за первые 15-30 минут не взимается, а после - с каждым часом растет в прогрессии. У перехватывающих парковок тарификация, наоборот, должна быть убывающей. Чем дольше ты занимаешь место, тем меньше в конечном итоге платишь за час. Тогда восемь часов стоят 200 рублей, а один час - 50 рублей. Их задача - стимулировать людей оставлять машину за пределами исторического центра. Причем перехватывающая (накопительная) парковка, как правило, должна находиться там же, где остановка общественного транспорта, чтобы, оставив машину, человек мог пересесть на автобус или трамвай и передвигаться дальше на нем.


В интермодальных транспортных системах, которые уже реализованы в крупных мировых городах и которую сегодня на наших глазах пытаются создать в Москве, абонемент на парковку нередко становится также проездным билетом на общественном транспорте и дает существенную скидку на проезд в следующие 60 минут после оплаты парковки.


Другой вопрос, что с помощью одних только платных парковок невозможно решить проблему. Здесь необходим комплекс мер, таких как создание выделенных линий общественного транспорта, радикальное повышение качества перевозок, интеграция разных видов транспорта, сквозная тарификация, создание сквозного расписания и четкий график движения. Нужно, чтобы человеку предоставлялась высококачественная услуга, за которую он в итоге будет согласен платить.

 

 

 

Виталий Чеусов, менеджер отдела IT-продаж, компания «Велл-М»

 

 

- В любом крупном городе остро ощущается дефицит пространства под личные автомобили, особенно остро эта проблема касается центра. Притом что аренда офисов здесь стоит значительных денег, перед офисным зданием любой желающий совершенно бесплатно может занять 10-12 квадратных метров под стоянку для своего автомобиля.

 

Довольно странно, что такой дефицитный ресурс используется совершенно неконтролируемо. Поэтому вводить платные парковки в Красноярске совершенно точно необходимо. Насколько эффективной окажется эта мера, полностью будет зависеть от ее реализации. Если все сделать правильно,надолго оставлять машину, как это сегодня делают те, кто приезжает на работу в центр на машине, будет слишком дорого. Исчезнет хаотичная стоянка вдоль дороги, порой занимающая целую полосу, улицы станут свободнее.Приезжающим в центр по делам станет проще найти место для парковки. Поэтому прежде всего станет комфортнее для самих автомобилистов, важно, чтобы эти изменения не проводились за счет пешеходов, чтобы новые парковки не заменяли собой пешеходное пространство.

 

Саму систему платных парковок можно смело делать по примеру той, что работаетв Москве – определить места под парковку, передать контроль за парковками сторонней организации, операторыкоторой будут периодически проезжать с автоматическими сканерами и выписывать штрафы нерадивым автовладельцам. Начать стоит с небольшой территории в центре, рассчитать необходимое число паркомест, отработать систему оплаты и контроля, оценить эффективность, чтобы люди понимали, что введение платных парковок – это вынужденная мера по контролю над транспортной ситуацией, а не способ выкачивания денегиз автовладельцев.


Вопрос стоимости
самый трудный, это сложная тема, требующая отдельного тщательного исследования. Совершенно точно про стоимость можно сказать только одно - оплата должна быть прогрессивной: чем дольше стоишь на парковке, тем дороже тебе обходится плата за час. Сделать это нужно, чтобы минимизировать траты тех, кто заезжает в центр по делам, и освободить парковки от личного транспорта тех, кто стоит там весь день, занимая ценное пространство. То же самое касается и стоянки для живущих в центре. Нужно привыкать к тому, что бесплатным ничего не бывает, особенно в условиях острого дефицита парковок.
Оплата должна происходить максимально быстро и удобно, в идеале нужно совместить в одном паркомате оплату наличными, банковской картой или с помощью SMS-сообщений. Прежде чем будет создана система платных парковок, должна быть проведена работа по развитию общественного транспорта, у горожан должна появиться альтернатива личному автомобилю. Сегодня качество общественного транспорта, к сожалению, настолько низкое, что фактически этой альтернативы нет, поэтому автовладельцы будут вынуждены платить большие деньги и пользоваться личным автомобилем. Такая ситуация может привести только к росту недовольства.


Егор Фролов, председатель Красноярского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР)

 

Федерация автовладельцев России всегда выступала и будет выступать против того, чтобы платными становились парковки, ранее построенныена средства налогоплательщиков. В любом случае, введением платы за парковку в центре невозможно решить проблему с транспортными пробками.

 

Что касается строительства новых платных парковок, то для этого администрация города должна привлекать частных инвесторов. Если система платных паркингов будет построена за счет инвесторов, она должна быть, во-первых, компактной, иными словами, многоуровневой, и желательно подземной, чтоб не портить облик города. Но и в этом случае всему платному обязательно должна существоватьбесплатная альтернатива. ФАР предлагает администрации города свой вариант решения проблем с пробками и парковками.

 

1. Пересмотреть нормативную документацию по застройке новых жилых комплексов, существующий норматив (50 парковочных мест на 1000 квартир) давноутратил актуальность. При строительстве новых торговых комплексов рассчитывать на каждого клиента одно парковочное место.

2. Перевести все светофорные объекты города в автоматическое управление системы АСУДД, каждый светофор обеспечить камерами с видеофиксацией, которые выявляли бы не только нарушения скоростного режима, но и все ПДД, а также датчиками расчета потоков, которые помогут настройке светофорных потоков. Установить камеры на автобусных остановках и парковочных карманах.

3.Начать реализацию разработанных проектов многоуровневых развязок, для этого доработатьсуществующие проекты, если они к настоящему моменту утратили актуальность, или подготовить новые. Подключить для реализации данных проектов финансирование федерального бюджета, которое будет выделено на Универсиаду-2019.

4.Сократить расходы на строительство надземных пешеходных переходов, для этого исключить лифты, вместо них использовать только пологие подъемы, которыми могут пользоваться инвалиды.

5. Запретить точечную застройку и строительство торговых комплексов в радиусе 100 метров от дороги.

6. Администрации города необходимо разработать новые современные стандарты качественного строительства и ремонта дорог. Такой стандарт должен быть разработан и согласован с общественностью, при его создании необходимо учитывать современные нагрузки на автодороги, а также погодные условия.

7. Создать альтернативную муниципальную организацию «ГороДороги», которая должна находиться под контролем города.

8. При создании многоуровневых парковок необходимо подбирать реальных инвесторов с готовыми проектами (такие люди сегодня есть, но по непонятным причинам им администрация разрешения на строительство не дает).

9. Для комплексного решения проблем дорожного строительства и дорожного движения создать департамент организации дорожного движения, как это было сделано в Новосибирске.

10. Отгородить карманы автобусных остановок от проезжей части бордюрным камнем, тем самым не позволяя блокировать остановку таксистам.

 

Александр Васильев, директор по маркетингу компании «СМ. СИТИ»

 

 

 Не являясь специалистом в области транспортной инфраструктуры, выскажу свое частное мнение. Насколько мне известно, везде, во всех городах, где на сегодняшний день существуют примеры успешного решения проблем с транспортными пробками, не смогли обойтись без введения запретительных мер. Без антистимулирования использования личных автомобилей: запрета на въезд в центр города и введения платных парковок. И везде эти меры совмещаются с развитием общественного транспорта.

 

Как автомобилист я готов платить, если при этом буду понимать, что после введения платных паркингов я смогу приехать в центр и у меня появится возможность припарковаться. Сегодня мне приходится искать альтернативные места для деловых встреч, чтобы не ехать в заставленный транспортом центр. Конечно, нельзя вводить платные парковки без объяснения населению, зачем это делается. Потому что всегда, когда вводится что-то платное, это воспринимается как ущемление личной свободы. Горожане должны понимать, для чего это делается. Должны быть понятны цели, задачи и через какой-то промежуток времени обязательно виден результат. Чтобы красноярцы смогли увидеть, что ситуация с пробками действительно меняется, что появилась возможность припарковаться в центре, что самим автомобилистам становится удобнее передвигаться по центру. И еще необходимо воспитывать понимание, что при покупке автомобиля нужно задуматься о покупке гаража или аренде парковочного места.

 

Вопрос стоимости паркингов очень сложный. Стоимость должна быть адекватной поставленной задаче, есть нижняя граница, и она должна быть такой, чтобы человек не захотел ставить автомобиль на том месте, где он ставит его обычно, создавая при этом проблемы общественному транспорту. Чтобы он либо поставил ее бесплатно за пределами центра либо вообще пересел на общественный транспорт. Для того чтобы определить эту сумму стимулирования или антистимулирования использование личного транспорта, нужно проводить специальные исследования. C другой стороны, важно, чтобы плата эта была не слишком высокой, ведь появление платной (дорогой) парковки у магазина означает для него сокращение числа покупателей, этот тариф не должен убить инфраструктуру. При определении стоимости парковок должны учитываться все интересы.

 

Артем Потехин, руководитель проекта 24AUTO.RU

 

 

- На мой взгляд, в Красноярске уже давно нужны платные парковки. В текущей ситуации платные парковки уменьшат нагрузку легкового транспорта на центр, что будет комфортнее как автомобилистам, так и пешеходам. В настоящее время центр труднопроходим как раз из-за неорганизованной парковки на всех основных магистралях города и проездах. Машины ставят в два, а местами и в три ряда, из-за чего поток двигается в разы медленнее, да и ходить по заставленным машинами тротуарам сложно.

Центр города должен быть оснащен платными парковками в первую очередь. Исключение можно сделать для накопительных парковок, которые есть в центре. На первое время. Дальше двигаться по районам с большой деловой активностью: Взлетка, часть
Железнодорожного района. В так называемых спальных районах платные парковки пока не нужны, это тема для отдельного разговора.

 

Подходящие для парковки и соответствующие ПДД места должны быть грамотно разлинованы, снабжены указателями и паркоматами. Плюс для организации системы платных паркингов потребуется персонал, который будет проверять соблюдение правил парковки и оплату.

По моим прикидкам, стоимость парковки в зависимости от района должна стоить 10-30 рублей за час. Также можно предусмотреть абонемент на месяц за 6-9 тысяч рублей для тех, кому нужно постоянно ездить в центр. Бесплатными можно оставить места для инвалидов, отмеченные специальными знаками. Однако возникает вопросы с проверкой машин, которые имеют права на стоянку на этих местах. Персонал, который будет штрафовать за неоплату парковки, должен иметь право штрафовать и тех, кто ставит машины на места для инвалидов. Парковка для жителей центра во дворах домов должна быть бесплатной, в остальных местах - нет. Некоторые парковки можно сделать бесплатными в выходные дни.

 

Что касается вариантов оплаты, то тут все уже давно придумано: паркоматы, которые принимают монеты, купюры и пластиковые карты. Также должна быть возможность оплатить парковку с телефона, при условии что можно будет напечатать на том же паркомате талон, который кладется под стекло. Абонемент же нужно сразу делать в виде наклейки на стекло.

 Красноярск не просто готов к появлению платных парковок, а мечтает об этом. Они позволят городу вздохнуть свободнее. Мы сможем быстрее перемещаться по городу и экономить время, которое, как известно, деньги.

 

Александр Шляхин, директор информационной компании «СИБДОМ»:

 

 

В январском номере «Сибирского дома» я инициировал серию статей, посвященных платным парковкам, потому что именно этот механизм, давно и успешно использующийся в Европе и Америке, сможет запустить процесс нормализации городского движения и в целом создания комфортной среды для горожан.

 

Москва прошла свой этап апробирования и уже с декабря 2013 года в пределах Садового кольца повсеместно ввела платные парковки. Находясь в командировке в столице, в ноябре прошлого года я уже увидел положительные результаты этих нововведений, а беседы с местными автолюбителями подтвердили, что ездить по центру Москвы стало гораздо свободнее и удобнее. Департамент транспорта Москвы уже набил шишек и обкатал систему платных парковок, и нам, красноярцам, не стоит пытаться изобретать велосипед, рациональнее использовать уже имеющийся положительный столичный опыт.

 

Модернизация общественного транспорта, введение различных ограничений, в том числе и платы за парковку, всегда были непопулярными политическими шагами, которых старается избежать власть, особенно в предвыборные периоды. А избегает она, потому что не в состоянии системно подойти к решению проблемы, сформировать необходимое общественное мнение, предоставить доказательства эффективности нововведений. В результате поспешных заявлений получается, что за несколько недель люди собирают девять тысяч подписей под петицией против отмены нескольких автобусных маршрутов. Видно, что департамент транспорта готовился, анализировал, прорабатывал варианты, но в конечном счете инициатива чиновников просто увеличит расходы пассажиров, пользующихся этими маршрутами, в два раза. И подачка в виде скидки на несколько рублей при пересадке не добавляет нововведению плюсов. Нужно было идти дальше и внедрять систему единого проездного билета на все виды транспорта в течение одного-полутора часов. Тогда оптимизация маршрутов была бы воспринята горожанами на ура.

 

И коль мэр Эдхам Акбулатов собрался духом и все же озвучил планы введения платных парковок в центре Красноярска, то мы решили заранее, пока в кабинетах департамента городского хозяйства только обдумывают, что да как, в помощь им собирать информацию, анализировать внедренные системы и выявлять мнение специалистов и заинтересованных граждан по этому вопросу. Необходимо четко сформулировать, для чего это делается и какие плюсы получают те или иные категории граждан.

 

Я благодарю участников нашей февральской дискуссии за высказанные мнения. Они предложили очень много важных и конкретных идей, которые необходимо реализовывать комплексно и при маркетинговой поддержке.Нужно немедленно запустить разработку проекта «Красноярские парковки», потому что он позволит справиться с проблемой хаотичного паркования на центральных улицах Красноярска и создаст возможность для комфортного передвижения пешеходов, средств общественного транспорта и автомобилей.

 

Какой положительный эффект принесет Красноярску введение платных парковок?