Концепция нового генплана Красноярска

1551
30 января 2014 г.
Городские проекты

 В декабре 2013 года специалисты проектных институтов «Гипрогор» и РосНИПИУрбанистика» представили концепцию генплана. Работу проектировщиков обсудили на IX Красноярском городском форуме, в Союзе строителей, красноярском отделении Союза архитекторов и на градсовете. Красноярцы сошлись во мнении: многие пункты концепции нуждаются в доработке.

 

 

Рост города в последние несколько лет привел к увеличению и без того немалого количества городских проблем. В миллионном Красноярске ежедневная миграция горожан из спальных районов на работу в центр и обратно становится причиной транспортных проблем. На когда-то занятых предприятиями, а теперь пустующих площадках инвесторы сегодня планируют строить жилье. Причем застраиваются эти территории, как правило, без учета общего развития района. А значит, через несколько лет Красноярск ожидает появление новых жилых микрорайонов, где нет школ, парков и детских садов. Все эти разрозненные планы развития необходимо между собой связать. И делать это нужно сейчас, иначе уже в ближайшее время город ожидает транспортный коллапс.

 

Красноярску нужен генплан, который предусматривал бы решение накопившихся у города проблем, прежний создавался в 90-е годы прошлого века и давно не соответствует современным требованиям. Вряд ли кто-то тогда предполагал, какими темпами будет прирастать число автомобилей на дорогах города каждый год,и, наоборот, слишком оптимистично оценивались финансовые возможности города для реализации заложенных планов.

 

 Поэтому в прошлом году в Красноярске было принято решение о разработке нового генерального плана. Победителями конкурса на создание главного градостроительного документа и его составной части – комплексной транспортной схемы стали два проектных института – московский «Гипрогор» и РосНИПИУрбанистика» из Санкт-Петербурга.

 

Перед проектировщиками поставлена непростая задача – в сжатые сроки подготовить инновационный документ, целью которого объявлено создание комфортной для жизни среды, города, удобного для жизни горожан. Если действующий генеральный план готовился на протяжении семи лет (к его созданию приступили в 1994 году, окончательно же главный градостроительныйдокумент был утвержден только в 2001 году), то новый план развития Красноярска, согласно условиям конкурса, московский институт должен подготовить в течение 355 дней.

 

Директор по архитектуре, градостроительству ОАО "Гипрогор" И.Шнайдер

 Беспрецедентно и то, что одновременно в Красноярске ведется разработка сразу трех документов, которые в обычных условиях готовятся последовательно. Параллельно генеральному плану создается комплексная транспортная схема и проект планировки улично-дорожной сети.

 

В начале октября с разработчиками был подписан официальный контракт, а уже на последнем градостроительном совете в декабре специалисты проектных институтов представили основу будущего плана развития – концепцию генплана.

 

Хотя непосредственное обсуждение концепции началось задолго до декабрьского градсовета. Сначала работу проектировщиков вынесли на суд представителей бизнеса и общественности на переговорных площадках IX Красноярского городского форума, после чего обсуждение продолжилось в профессиональной среде - концепцию представили в Союзе строителей и красноярском отделении Союза архитекторов. Общий вывод по итогам трех совещаний - многие пункты концепции нуждаются в доработке.

 

 Новых идей, способных привести к появлению в городе той самой комфортной среды, о необходимости создавать которую так много говорится в последнее время, участники форума не услышали. Ни о том, как именно разработчики генплана предлагают менять общественные пространства, ни как улучшить сложившуюся неблагоприятную экологическую ситуацию в Красноярске, на первых совещаниях сказано не было.

 

 К декабрьскому градсовету, который стал завершающим этапом обсуждения концепции, специалисты проектных институтов успели внести изменения в проект.

 

Развитие города в западном направлении

 

Основная идея нового генплана, главное, что отличает новый документ от всех предыдущих планов развития: на смену существующим сегодня северному и южному направлениям в качестве основного направления жилищного строительства предлагается западное.

 

Согласно разработанной специалистами ОАО «Гипрогор» концепции, в течение следующих двадцати лет основная жилая застройка Красноярска будет происходить в сторону Емельяново. Такое развитие, поясняют проектировщики, определяется рядом причин. Здесь и благоприятная экологическая ситуация на западном направлении, и размещение в этой части города Сибирского федерального университета, и строительство четвертого моста через Енисей, который придаст новый импульс развитию близлежащих районов.

 

Э.Акбулатов: "Через два месяца мы снова встретимся, чтобы заслушать проектировщиков"

«Строящийся четвертый мост является очень сильным градостроительным фактором, который предопределит развитие территории, - отметил первый заместитель генерального директора ОАО «Гипрогор» Сергей Бычков, - именно транспортная сеть позволяет заниматься дальнейшим развитием территории. Появление моста - это первое условие, которое позволяет нам говорить о развитии западного направления. Другое условие связано с наличием на этой территории научно образовательного комплекса: СФУ и Академгородка. Притом что в федеральном университете должно обучаться порядка 50 тысяч студентов, на сегодняшний день здесь учатся 36 тысяч студентов. Это количество будет только расти. У нас был опыт проектирования подобного университета во Владивостоке на острове Русский. Развитие университета там вызвало появление нового района с девяностотысячным населением. Так что это мощный градообразующий фактор, который нельзя сбрасывать со счетов".

 

 Именно здесь, в западной части города, предлагается разместить целую систему городских центров, от делового до научно-образовательного, культурно-исторического и рекреационного.

 

Первый заместитель гендиректора ОАО "Гипрогор" С.Бычков

Развиваться Красноярску предлагается по модели компактного города. На практике это означает, что на протяжении следующих двадцати лет - срока реализации нового генплана - город будет сохраняться в существующих границах, больше внимания собираются уделять реновации кварталов, занятых ветхим жильем. Освоение новых территорий ограничится уже намеченными на сегодняшний день площадками: жилым районом Нанжуль-Солнечный на севере и территорией Кузнецовского плато на юге.

 

«Развитие города пойдет путем создания территорий опережающего развития, - рассказал главный архитектор ОАО «Гипрогор» Константин Неустроев. - Одной из таких территорий является западное направление, в западной части, где разместится система городских центров, формируется креативный город. Второй опережающей территорией развития станет исторический центр. И здесь, по нашему мнению, надо по возможности избегать высотного строительства. Третья опережающая территория развития – новый центр».

 

Что касается ответа на главный вопрос, каким должен быть город, то краевой центр видится разработчикам генерального плана индустриальным городом, но с современной промышленностью, которая использует экологически чистые технологии. Кроме того, отмечают разработчики, Красноярск - это еще и город науки, где находится федеральный университет.

 

Основа концепции генплана - экологический каркас

 

Основу концепции генплана образуют две составляющих – транспортная схема и экологический каркас города. Идея проектировщиков в отношении экологического каркаса Красноярска заключается в предложении «сохранения путем использования». «Речь идет о том, чтобы включить лес в планировочную структуру города, - объясняет Константин Неустроев. - С развитием западного района расположенную на этом направлении лесопарковую зону можно сделать городским парком».

 

Вместе с наиболее экологически благополучной западной территорией экологический каркас будут формировать южная территория и енисейские острова, за которыми предлагается сохранить рекреационную функцию. Если что-то на них и строить, то только спортивные объекты.

 

Транспортный вопрос

 

Другая важная составляющая, которая должна лечь в основу концепции, - транспортная схема.

 

«Если проанализировать сегодняшнюю ситуацию, видно, что связи между отдельными районами города выстроены слабо, - рассказывает главный архитектор ОАО «Гипрогор» Константин Неустроев. - Фактически Красноярск представляет собой три отдельных города: это исторический центр с примыкающим к нему северо-западным районом, северная часть города и правобережье. Три эти территории развивались по–разному и в разное время и в результате друг с другом связаны плохо. Для их связи потребуется формирование достаточно мощной структурной оси - так называемой широтной магистрали. Сама по себе идея ее создания не нова. Эта магистраль была заложена еще в старом генплане города, но так и не была реализована. Пусковым механизмом к ее созданию станет строительство четвертого автомобильного моста».

 

Для обсуждения генплана собрались представители проектных институтов

Какие решения предлагают специалисты Санкт-Петербургского «РосНИПИУрбанистика», чтобы изменить ситуацию? «Главные направления, на которых мы предлагаем сосредоточить усилия, - это высвобождение центральной части города от транзитного движения, для чего необходимо распланировать улично-дорожную сеть таким образом, чтобы через центр двигалось как можно меньше транспорта, - перечисляет начальник транспортного планирования института ЗАО «Стройпроект» (организация в качестве субподрядчика работает с «РосНИПИУрбанистика») Виктория Калинина. - Ускорение темпов развития улично-дорожной сети, активизация маршрутов общественного транспорта, формирование скоростного общественного транспорта. Перераспределение пользователей с индивидуального транспорта на общественный путем улучшения условий движения и качества обслуживания, а также благодаря популяризации общественного транспорта. А также формирование каркаса движения грузового транспорта, о котором более конкретно можно будет говорить после того, как будут определены места размещения промышленных предприятий. Особое внимание следует уделить развитию пешеходных зон. Мы выступаем за создание экологически чистого города, развитие зеленых пешеходных зон, где горожанам будет удобно находиться, развитие велосипедного движения, которое для многих городов позволило решить целый ряд проблем».

Константин Неустроев, главный архитектор ОАО "Гипрогор"

 

 

Кроме того, разработчики считают возможным использовать для пассажирских перевозок внутри города железную дорогу. «Существующая обходная магистраль может стать мощным коридором для прохождения обходной железной дороги, - считает Константин Неустроев. - Это позволит освободить существующую трассу - кольцо железной дороги, которое проходит через город. Тогда его можно будет использовать для внутригородских перевозок пассажиров".

 

Оценки и мнения экспертов

 

Общее мнение выступивших на градсовете с оценкой проекта экспертов: документ в его нынешнем виде требует большого количества уточнений и дополнений. Отдельным пунктам не хватало структуры, где-то положения, наоборот, были проработаны даже слишком детально, чего не требуется на данном этапе работы. Споры вызвал уже самый первый пункт – в каком направлении следует развиваться Красноярску на протяжении следующих двадцати лет.

 

 

«Застраиваемые жилые территории в концепции располагаются на западном направлении. До сих пор развитие генерального плана носило совершенно другую конфигурацию. Я думаю, что на этот счет необходимо серьезно подумать, - отметил председатель краевого отделения Союза архитекторов России АркадийСупоницкий. - Прогноз численности населения на ближайшие двадцать лет составляет 1 миллион 300 тысяч жителей. Фактически, для того чтобы разместить дополнительное население в 300 тысяч человек, имеющихся площадок вполне достаточно. Сегодня в Красноярске есть неосвоенные территории: это Кузнецовское плато, Солонцы-2, район Тихие Зори и территория комбайнового завода, которые, по предварительным расчетам, позволяют разместить 180 тысяч человек. Есть в городе территории, которые нуждаются в реконструкции. Возникает вопрос: стоит ли сегодня так активно уходить на новые территории, тем более что они граничат с достаточно качественными экологическими районами?»

 

Западное направление не может стать основным направлением застройки уже потому, что возможности размещения на этой территории жилья ограничены, здесь не может появиться плотная застройка. «Такое мощное развитие западного направления представляется сомнительным, - считает директор проектной мастерской «А2» Борис Шаталов, - степень урбанизации этой территории не может быть сопоставима, например, с Северным, просто в силу ее экологической ценности».

 

«В качестве основного направления развития сегодня выдвигается северо-западное. Однако опережающими темпами, по моему мнению, должны развиваться не сами расположенные на этом направлении площадки, потому что на самом деле они обладают не такой большой емкостью, а намеченная еще в предыдущем генплане города широтная связь, - считает заместитель директора ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» по градостроительной деятельности Татьяна Лисиенко. - Именно она должна объединить все разрозненные районы, причем формировать ее должна не одна только улица Копылова, необходимо выстроить систему связей, систему общественных пространств, чтобы у нас могла появиться система общественных центров. Вдоль этого широтного направления могли бы размещаться и деловые центры».

 

Результаты рассмотрения проекта концепции созданной в краевом Союзе архитекторов экспертной группой озвучил советник мэра по градостроительству Юрий Перелыгин. «Мы предлагаем принципиально ограничить развитие застройки в западном направлении рекреационными зонами - рекомендовать к рассмотрению развитие территории юго-восточного направления. В концепции совсем не представлено развитие района Базаихи. Также необходимо разработчикам учесть в концепции подготовленные документы территориального планирования входящих в состав Красноярской агломерации районов. Предусмотреть в транспортной схеме возможность развития метрополитена. Внести коррективы в схему трамвайного движения, исключая его с проспекта Мира. Предусмотреть строительство шестого моста через Енисей в створе Коровьего Лога с выходом на Комсомольский проспект».

 

 

 Споры вызвало и размещение новых центров деловой активности: разработчики предлагают поместить их на западном направлении, красноярские архитекторы не согласны с этой оценкой. «Красноярску не нужно столько крупных городских центров, сколько предлагается разработчиками, - уверен руководитель проектной мастерской «А2» Борис Шаталов. - Места для размещения деловых центров, которое было определено предыдущим генпланом, - район Сити - может быть вполне достаточно для создания опорной площадки для компаний федерального и международного уровня. Та современная промышленность, о необходимости создания которой мы столько говорим, не требует больших территорий. В этом отношении железная дорога может стать нашим ресурсом, вокруг нее может быть создан самый креативный город, небольшие современные производства с очень благоприятной селитьбой, которая может располагаться на южном склоне, в пойме реки Бугач».

 

Нет единодушия и в том, что делать с промышленными площадками, на которых сейчас не ведется работа. Разработчики генплана предлагают все территории, для которых сегодня не выбрано новое назначение, на время законсервировать, представители администрации считают, что делать этого нельзя, собственники этих площадок уже сегодня заняты разработкой новых планов использования этих территорий. Большинство из них собирается строить на месте бывших заводских цехов жилье.

 

 

А кроме того, от генплана ждут, что он позволит создать регламент использования этих городских территорий.«Новый генплан должен разрабатываться с учетом правового зонирования, которое позволит определить диапазон прав для каждой территории, что можно и чего нельзя строить на той или иной площадке, - рассказывает Татьяна Лисиенко. - Если в генплане сразу будет заложен диапазон прав, это особенно важно для производственных зон. Это позволит заложить будущую структуру».

 

Представленная на градсовете концепция была принята в качестве основы для разработки генплана. Теперь изменения в документ будут вноситься в ходе рабочих встреч с представителями проектных институтов. Следующий градсовет, на котором разработчики генплана представят измененную и дополненную концепцию, должен пройти в феврале.

 

При этом представители архитектурного сообщества Красноярска высказали предложение создать открытую мастерскую для совместной работы над генеральным планом красноярских экспертов и специалистов проектных институтов и больше привлекать для работы над главным градостроительным документом работающих в Красноярске архитекторов.