Первое обсуждение нового генплана Красноярска

С 13 по 14 декабря в Красноярске прошел IX городской форум, имевший в этом году тему «Новое качество городской среды: следующий шаг».

В течение двух дней на двенадцати переговорных площадках форума наряду с образованием, занятостью, развитием промышленности обсуждался и главный вопрос: куда и как расти Красноярску. Участникам форума представили концепцию нового генерального плана города.

Подводя итоги конкурса на разработку генерального плана в августе этого года, глава департамента градостроительства Андрей Лапицкий пообещал: первые результаты работы над генпланом проектировщики представят на суд общественности в декабре.

 В декабре представители двух проектных институтов – победителей конкурса приехали на форум в Красноярск, чтобы рассказать о первых результатах работы. Разработчиками нового генерального плана Красноярска стали московский институт «Гипрогор» (цена контракта - 73 млн рублей, завершить работу проектная организация должна в течение 355 дней) и подготавливающий составную часть генплана - комплексную транспортную схему города - «РосНИПИУрбанистики» из Санкт-Петербурга (цена контракта - 47,5 млн рублей).

 Две тематические секции, посвященные генплану, при непосредственном участии мэра вызвали едва ли не самый большой интерес участников форума. Познакомиться с предложениями проектировщиков, касающимися создания в городе комфортной среды - главной цели разработки нового генплана, - собрались экономисты, архитекторы, представители власти, бизнеса и общественности.

 Участники форума ожидали от специалистов проектных организаций новых решений и прорывных идей, концепции развития, которая предполагала бы появление в Красноярске комфортной среды, рецептов борьбы с пробками, определения вектора развития города на ближайшие несколько лет и предложений по улучшению крайне непростой экологической ситуации в краевом центре. Но ничего из того, на что первоначально рассчитывали участники форума, в итоге так и не было озвучено. С идеями, как изменить городскую среду, на форуме больше выступали сами красноярцы, чем приехавшие рассказать о генеральном плане проектировщики.

 Именно жители города, а не авторы генплана говорили о стоящих перед краевым центром задачах, при этом почти в каждом выступлении возвращались к сложной экологической ситуации в Красноярске, говорили об уничтожении зеленой зоны вокруг краевого центра, поднимали проблематику санитарно-защитных зон вокруг предприятий. За несколько минут до начала второго заседания краевые экологи, выйдя к сцене, устроили пикет против уничтожения березовой рощи.

 Подводя итоги панельной дискуссии, принимавший участие в работе форума глава Красноярска Эдхам Акбулатов отметил: «Очень важно, что в рамках разработки генерального плана у нас идет столь оживленная, конструктивная и острая дискуссия. Мы обсуждаем, какими должны быть общественные пространства, вопросы личного и общественного транспорта, парковок, озеленения города. Если бы не было острых мнений, столкновения противоположных точек зрения, живой дискуссии, работа Красноярского городского форума не была бы результативной. Мы будем требовать, чтобы мнения, которые сегодня прозвучали, были обязательно учтены проектировщиками при разработке генерального плана».

 Мэр Красноярска пообещал, что каждый желающий сможет ознакомиться на официальном сайте городской администрации с промежуточными результатами работы над генеральным планом города. Кроме того, должна быть названа дата, когда разработчики генплана будут участвовать в общественном обсуждении главного градостроительного документа и ответят на вопросы горожан.

 Активное участие в обсуждении концепции генерального плана приняли красноярские архитекторы. Обсуждение концепции генплана в Красноярском союзе архитекторов состоялось через день после окончания городского форума, 16 декабря. Несмотря на то, что на этот раз презентация проектировщиков сопровождалась показом графических материалов, как и на форуме, четкой концепции, конкретных подходов к развитию города представители профессионального сообщества не услышали. Не было сформулировано принципов, по которым должны развиваться новые микрорайоны, не предложено способов организации транспортной связи между районами и путей снижения ежедневной маятниковой миграции горожан - всех тех подходов, которые очень важно сформировать на этой стадии работы над генпланом.

 Почему концепция генерального плана вышла настолько сырой, можно понять. С момента начала работы над главным градостроительным документом прошло совсем немного времени, администрация спешит с подготовкой генплана, поэтому и концепция развития города, и генеральный план, и транспортная схема разрабатываются сейчас параллельно. Хотя должны бы приниматься последовательно, и на основе уже утвержденной концепции развития города разрабатываться генплан.

 Единственный способ в этой ситуации повлиять на результат - подключить к работе общественность, чтобы инициативные горожане совместно с проектировщиками могли выработать принципы подготовки будущего документа.

                    

Источник: Журнал"Сибирский дом"№12 (119) декабрь 2013