Общественный контроль ЖКХ: вместе добьемся порядка

Год назад президентским указом в борьбу за качество жилищно-коммунальных услуг включилась активная часть населения — общественные организации. сегодня на территории Красноярского края их насчитывается двенадцать, но свои усилия общественники так и не объединили. Чем должны заниматься общественные контролеры и что нужно доработать, чтобы система контроля в сфере ЖКХ стала более эффективной?

Идею общественного контроля в сфере ЖКХ законодательно закрепил на федеральном уровне указ президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Указ предусматривает участие общественных организаций вместе с уполномоченными органами в контроле над тем, как организации коммунального комплекса выполняют свои обязательства. Для этого в регионах России к июлю 2013 года должна быть создана сеть общественных организаций.
Как сделать так, чтобы президентское решение принесло реальную пользу собственникам, а не осталось актом исключительно формальным, чиновники, депутаты, общественники и представители надзорных и контролирующих органов обсудили на дискуссионной площадке «Общественный контроль ЖКХ» в рамках III Межрегиональной конференции «Город. ЖКХ. Экология».

Общественники всего края, соединяйтесь!

15 февраля 2013 года в рамках X Красноярского экономического форума было заключено соглашение о сотрудничестве между НП «ЖКХ Развитие» и Красноярским краем, благодаря чему у нас появился Региональный центр общественного контроля в ЖКХ. Его основные задачи — консультирование и оказание правовой помощи гражданам, инициирование широкой просветительской кампании, проведение общественных дискуссий по актуальным вопросам сферы ЖКХ, а также организация общественных экспертиз законопроектов, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы жилищно-коммунального хозяйства.

Неравнодушные к жилищно-коммунальным проблемам красноярцы объединяются и по собственной инициативе. С ноября 2012 года в Красноярске заработала общественная организация «Народный контроль в сфере ЖКХ», в состав которой вошли в основном председатели и члены советов многоквартирных домов. Сначала волонтеры вели только консультационную работу, а в 2013 году организовали бесплатные курсы для всех желающих — с 11 мая стартовал образовательный проект Академии домового управления. Пока что лекции проводятся раз в две недели в актовом зале краевой научной библиотеки, во втором образовательном сезоне организаторы планируют охватить более широкую аудиторию и вести занятия в нескольких группах при районных администрациях.

Параллельно «Народный контроль» проводит для горожан и жителей края бесплатные консультации в своей приемной. Со своей стороны, работу с общественностью развивают и органы исполнительной власти регионального и муниципального уровней. Задачу просвещения и повышения правовой, технической грамотности собственников многоквартирных домов на ближайшую перспективу решает своими средствами краевое министерство энергетики и ЖКХ. Для правовой и методической поддержки граждан Красноярского края еще в 2011 году был создан call-центр по вопросам ЖКХ, в год там принимают более 20 тысяч звонков. В этом году работу с населением решено дополнить консультативными и образовательными мероприятиями.

«Планируем не реже одного раза в месяц в министерстве проводить встречи с гражданами по вопросам, связанным с общественным контролем жилищно-коммунального хозяйства, — пояснила в докладе заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Нина Авдеева. — У нас в планах подготовка на базе учреждения „Центр подготовки работников ЖКХ“ информационных курсов, семинаров по тематике жилищно-коммунального хозяйства для председателей ТСЖ, общественных, народных контролеров, активистов, представителей советов многоквартирных домов».

Помочь красноярцам навести порядок в ЖКХ пытаются и муниципальные органы. По поручению мэра Красноярска Эдхама Акбулатова районные администрации организовали работу общественных приемных главы города по вопросам ЖКХ, где граждан принимают чиновники, представители управляющих компаний и энергоснабжающих организаций.
Развитием системы общественного контроля в крае занимается отдел реформирования и развития жилищного фонда министерства энергетики и ЖКХ. Как отмечают специалисты, на сегодняшний день немногочисленные общественные организации края действуют самостоятельно и отношений с коллегами не поддерживают. «Наш отдел запросил информацию, дабы исполнить требования о наличии общественных организацийв сфере ЖКХ на территории муниципальных образований. Получилось двенадцать, из них порядка половины не функционируют. При этом эти организации друг с другом не знакомы», — подчеркивает начальник отдела реформирования и развития жилищного фонда министерства энергетики и ЖКХ Екатерина Терещенко.

Говоря о стоящих перед ведомством задачах, Екатерина Терещенко объясняет: предполагаемая указом № 600 система общественного контроля объединит граждан в общественные организации, а общественные организации — в единую структуру с объединением практики, совместным представлением информации. Главную роль в интеграции министерство энергетики и ЖКХ отводит региональному представителю НП «ЖКХ развитие».

Чем полезна общественность?

Сейчас наряду с прокуратурой, службой строительного надзора и жилищного контроля, Ростехнадзором, Роспотребнадзором, Счетной палатой в отношениях между собственниками жилья и обслуживающими организациями стали все более активно участвовать общественники. Какими же механизмами решения проблем они пользуются в своей деятельности и насколько эффективной может быть их помощь населению в сравнении с работой надзорных органов?

По словам члена Гражданской ассамблеи Красноярского края профессора СибГАУ Александра Пузанова, говорить об общественном контроле в ЖКХ сложно, пока законодательно не определены полномочия и компетенция общественных организаций в области контроля.
«Пока отсутствует возможность подавать иски в суд за нарушение прав потребителей, в защиту общественных интересов, связанных с нарушениями в области ЖКХ. Отсутствие федерального закона об общественном контроле не позволяет нарушение общественных интересов положить в основу судебных исков и сводит общественный контроль к информированию», — объясняет Пузанов.

По его словам, то же понимание роли общественного контроля свойственно и региональным властям: сейчас готовится постановление правительства Красноярского края о том, какие меры по выполнению указа президента будут приниматься в крае. Как и в подобных постановлениях, принятых примерно в 10 субъектах Федерации, основной упор по общественному контролю в нем делается на информирование населения.

«Я не очень понимаю, насколько эффективно будет работать сеть организаций общественного контроля, — говорит член Гражданской ассамблеи Красноярского края профессор СибГАУ Александр Пузанов, — но если общественники будут понимать, какими полномочиями и компетенциями будут обладать контролирующие органы, в том числе прокуратура, надзоры, жилищная инспекция, тогда гораздо легче будет разговаривать с теми, кто недоволен полученными услугами». Это возможно, если общественная организация перестанет быть курьером, передающим жалобы в компетентные органы, и научит людей, как самостоятельно защитить свои права в области жилищно-коммунальных услуг.

«Государство на сегодняшний день пытается переложить с себя обязанности контроля за одной из самых проблемных сфер на людей, у которых нет квалификации и должного образования, — считает председатель красноярского общественного движения „Народный контроль в сфере ЖКХ“ Роман Казаков. — Общественность может контролировать по принципу „нравится — не нравится“. Дальше — вопрос специальных знаний.
Организация советов многоквартирных домов позволила найти активных, инициативных людей, которые хотят учиться, но мы не можем обучить их всему».

Согласно позиции краевой службы строительного надзора и жилищного контроля, общественный контроль должен не контролировать надзорные органы или заменять их, а содействовать — например, в разработке типовой формы устава, которую ТСЖ могли бы использовать, либо типовой формы договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, общественный контроль позволил бы предупреждать нарушения в области жилищного надзора.

Жилищное законодательство направлено в первую очередь на инициативного собственника. Если не развивать эту инициативу, то никакой общественный контроль не поможет, объясняет позицию ведомства членам общественных организаций начальник отдела по правовым вопросам службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Нина Шаталова: «Если гражданин не будет настаивать, ходить в суд, не будет приходить в ваш общественный контроль, вы его самого не заставите работать. Вы будете работать за него».

Пока же, несмотря на массу проблем в отрасли, активность граждан оставляет желать лучшего. «Мы организовали ежемесячный прием в районных администрациях, в часы, когда граждане уже не работают, — подкрепляет свой тезис примером из практики Нина Шаталова. — Ни один не явился».

Елена Пензина, депутат горсовета Красноярска:

Елена Пензина— Управляющие компании предоставляют услуги, мы, собственники, их оплачиваем, но как быть, когда эти услуги выполняется некачественными, практически никто не знает. Управляющие организации привыкли, что с них никто ничего не спрашивает. В ответ на некачественную работу обслуживающих компаний я организовала телепроект «Бульдозер ЖКХ», смысл которого в том, чтобы заставить коммунальщиков работать и показать людям, что с хамством можно и нужно бороться.

Проект стартовал два месяца назад, за это время было проведено уже 12 мероприятий. В результате акции стали чистыми дворы домов по адресам: ул. Воронова, 19^; Парашютная, 12, 64, 72, 74^; Партизана Железняка, 11 а, б, 15^; Северный проезд, 14^; 60 Лет Октября, 61. Параллельно с персонифицированными акциями наши активисты-юристы по каждой проблеме пишут жалобы в контролирующие инстанции, тем самым каждая проблема берется под контроль и доводится до логического завершения.
Телепроект занимается любыми коммунальными проблемами: на ул. Комарова, 8, жильцы длительное время не могли добиться ремонта крыши, сейчас есть ответ — ремонт будет проведен в этом году. На ул. Крупской, 44 а, проблема очень сложная — нуждается в ремонте подвал, и мы ведем переписку с контролирующими органами.

Сейчас к «Бульдозеру ЖКХ» присоединяются разные городские активисты и движения, и продлится проект столько времени, сколько будет востребован у красноярцев.

Парламентарии — тоже общественная сила

Не найдя поддержки в контролирующих органах, люди просят помощи у народных избранников. Депутат горсовета Красноярска Елена Пензина за последние 5 лет приняла около 2000 человек, и по большей части их обращения касались жилищно-коммунальной сферы. По ее мнению, на сегодняшний день муниципальная помощь собственникам в решении коммунальных проблем неэффективна. «Приведу пример — при департаменте городского хозяйства существует комиссия, мой опыт наблюдения за ней говорит следующее: все чаяния собственников остаются нерешенными», — делится опытом депутат. Существующее сегодня правовое поле, особенно в области муниципальных правовых актов, имеет множество белых пятен. Заполнять их должны чиновники, а не общественные организации, напоминает Елена Пензина. Для этого органам власти необходимо выявить основные коммунальные проблемы и вырабатывать их решения, параллельно усовершенствуя правовую базу. Приоритетная роль в контроле у государственных организаций, общественные организации могут выступать помощниками в их деятельности. Работа общественных организаций не должна облегчать работу чиновников, она должна быть направлена на контроль за их деятельностью. Также под жесткий контроль должна быть поставлена и деятельность управляющих компаний со стороны общества, что позволит улучшить жизнь людей и качество услуг, считает депутат.

При этом успешнее будут работать не назначенные общественники, а активисты-добровольцы, утверждает Елена Пензина: «Группы общественного контроля необходимо создавать не волевым решением сверху — опыт говорит о том, что люди, набранные по такому принципу, работают некачественно. Группы должны создаваться снизу, инициативными людьми, они должны состоять как из профессиональных юристов, так и из экономистов и просто из активных людей, которые хотят себя этому посвятить».

Исходя из практики собственной работы с обращениями горожан, депутат горсовета Красноярска Андрей Селезнев видит роль общественного контроля в том, чтобы дать гражданам возможность и права получать информацию, нужную им для управления домом: состав общего имущества, перечень услуг и их цену. До тех пор, пока экономический ресурс находится у управляющих компаний, собственники не могут контролировать средства, которые они направляют в сферу ЖКХ.
Депутат предлагает свое решение: финансовую прозрачность обеспечили бы специальные счета домов под управлением единых расчетных кассовых центров. На них могли бы аккумулироваться средства, не связанные с коммерческой деятельностью управляющих компаний и адресованные на содержание, ремонт, обслуживание жилищного фонда. А управляющая компания могла бы получать эти средства только по конкретным представленным председателями советов многоквартирных домов протоколам общих собраний, где четко прописано назначение каждой отпущенной суммы.

Основная проблема множества правонарушений в жилищно-коммунальном обслуживании, по мнению председателя красноярского общественного движения «Народный контроль в сфере ЖКХ» Романа Казакова, связана с тем, что государство ушло из сферы контроля над распределением финансовых потоков: «Управляющая компания — на сто процентов коммерческая структура, муниципалитет никак не контролирует распределение финансов. Необходимо учреждение альтернативных управляющих компаний, где бы присутствовала доля муниципалитета, чтобы все заинтересованные могли получить всю интересующую документацию. В уставе такой компании необходимо предусмотреть расширенные полномочия председателя совета дома и возможность его непосредственного контроля».

Законность расходования средств граждан

Управление жилищным фондом и качество предоставления коммунальных услуг неспроста вызывает многочисленные нарекания граждан — практически в каждом втором случае обращения населения прокуроры признают обоснованными и принимают меры. Основная тема жалоб граждан — несогласие с размером начисляемой платы за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, отмечают представители прокуратуры края.

Наиболее пристальное внимание прокуроры уделяют законности расходования средств граждан и бюджетов всех уровней. В 2012 году по требованию прокуроров на расчетные счета домов вернулось более 50 млн рублей средств граждан. Типичный пример — при проверке обращения собственников дома на ул. Рокоссовского в Красноярске оказалось, что стоимость благоустройства двора была завышена более чем на 2 млн рублей. Прокурором заявлен иск управляющей компании о возвращении излишне израсходованной суммы на лицевой счет дома.

Крупные хищения происходят по всему краю. Если по материалам проверок, направленных органами прокуратуры, за 2012 год возбуждено 8 уголовных дел, то лишь за период 1-го квартала 2013 года возбуждено 4 уголовных дела. Так, Канской межрайонной прокуратурой направлены материалы для уголовного дела в отношении председателя ТСЖ «Заря», который в первом полугодии 2012 года незаконно завышал плату за коммунальные услуги, а полученную сумму в размере 1,3 млн рублей добавил к зарплате. Ачинской межрайонной прокуратурой установлено, что средства в размере 20 млн рублей, собранные управляющей компанией с граждан за оказанные коммунальные услуги, израсходованы на личные цели сотрудников: погашение кредитов, поездки на отдых за границу. По результатам проверки возбуждено уголовное дело.

Фоторепортаж с телепроекта "Бульдозер ЖКХ" Фоторепортаж с телепроекта "Бульдозер ЖКХ" Фоторепортаж с телепроекта "Бульдозер ЖКХ"

Жилфонд считает

Несовершенством законодательной базы объясняют проблемы в сфере ЖКХ не только общественники и органы контроля, но и сами коммунальщики. Вся система государственного контроля на сегодняшний день направлена на вскрытие фактов хищения и злоупотребления в системе ЖКХ, но не на их предупреждение, обращает внимание критиков деятельности «Жилфонда» первый заместитель генерального директора ООО ГУК «Жилфонд» Александр Раковецкий: «Достаточно сказать, что служба строительного надзора не принимает участия в приемке выполненных работ на объектах, где задействованы бюджетные средства. Если бы сотрудники службы фиксировали качество и объем работ в актах приемки, нарушения были бы исключены».

Дорабатывая правовые акты, законодатели не всегда добиваются желаемого эффекта. Для примера первый заместитель генерального директора «Жилфонда» приводит спорные правовые ситуации, которые в ближайшем будущем могут осложнить работу обслуживающих компаний. Так, с 1 июля 2013 года управляющие компании получили право фиксировать незаконное проживание граждан в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета. «Данное право вряд ли будет реализовано, так как рассчитано на добросовестного жителя, — считает Александр Раковецкий. — Прямая же обязанность выявления лиц, проживающих без регистрации, лежит на органах внутренних дел, по результатам проверок они должны составить протокол, являющийся основанием для перерасчета по коммунальным услугам в данной квартире. Управляющая компания, по мысли авторов закона, должна передать акт в органы внутренних дел, но для составления протокола этого недостаточно, необходимо личное посещение сотрудников органов внутренних дел».

Госдума рассматривает сейчас проект изменений в Жилищный кодекс, согласно которому статью 161 дополняет пункт 1.3: «Если физический износ многоквартирного дома достиг предельного уровня надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, управляющая компания обязана немедленно принять меры к устранению выявленных дефектов». Проще говоря, обслуживающая организация должна выполнить работы за свой счет и выставить жителям истраченную на них сумму. «Нам представляется, что суммы будут неподъемными для жителей, — утверждает Александр Раковецкий, — а таких многоквартирных домов полторы тысячи — малобюджетные, ветхие, но не признанные аварийными и не подлежащие сносу. Одновременно в этом же законопроекте статья 163 предусматривает взыскание долга за услуги ЖКХ путем изъятия и продажи единственного жилого помещения при долге, превышающем пять процентов от рыночной стоимости квартиры. Указанные законодательные инициативы приведут к массовым обращениям в суды на изъятие жилых помещений и, как следствие, большому возмущению граждан».

Что же касается общественного контроля в ЖКХ, то «Жилфонд» подразумевает под ним закрепленные законодательством советы многоквартирных домов. «Сегодня из 3900 многоквартирных домов, в которых Жилищным кодексом предусмотрено создание советов, уже созданы и действуют в 2800 домах — это 72 процента. В работе 556 домов. Мы считаем, именно эту форму общественного контроля целесообразно развивать», — поясняет первый заместитель генерального директора ООО ГУК «Жилфонд» Александр Раковецкий. По его мнению, со всеми функциями, которые предлагается поручить общественным организациям, и без того справляются надзорные органы — служба строительного надзора и жилищного контроля, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Счетная палата и другие. Усилия общественного контроляв системе ЖКХ в большей мере следует направить на совершенствование законодательных инициатив.

Несмотря на широкий набор органов государственного контроля, наделенных определенными полномочиями, государство надеется переломить ситуацию в ЖКХ при помощи самих граждан — спасение утопающих по-прежнему в их собственных руках. Каких результатов удастся добиться общественному контролю и сократится ли количество махинаций и злоупотреблений в жилищнокоммунальном обслуживании, зависит от того, разработают ли для него эффективные правовые механизмы. Иначе усилия инициативных представителей общественности сведутся к акциям протеста и площадным лозунгам.

Зоя Зимина

Источник: Журнал «Сибирский дом» №5 (112), май 2013