Архитектура Красноярска | Храм над Енисеем: преемственность традиций

1903
13 июня 2013 г.
Городские проекты

Главным православным храмом Красноярска и всей Енисейской губернии со второй половины XIX века был Богородице-Рождественский кафедральный собор. Его известность связана с величественностью архитектурного облика, в котором воплотились художественные идеи национального церковного зодчества российского архитектора Константина Андреевича Тона (1794—1881 гг.).

Красноярск. Богородице-Рождественский кафедральный соборКраткая предыстория возникновения собора такова. По первому проектному плану губернского Красноярска, высочайше утвержденному в 1828 году, на новой городской площади было намечено место под соборную церковь, отчего и сама площадь получила название Новособорная. В 1845 году по инициативе и на средства золотопромышленников и купцов осуществили закладку здания собора. В сентябре 1849 года строившийся храм обрушился, что было связано, вероятно, с недостаточной квалификацией сибирских строителей при переходе к новым архитектурно-конструктивным формам.
В 1851 году купец Исидор (Сидор) Григорьевич Щеголев подал прошение о разрешении достроить разрушившийся собор, на которое из столицы пришел положительный ответ.

История главного собора Енисейской епархии была внезапно прервана в 1936 году, когда на волне «всемирного» разрушения старого строя новая власть приняла решение преобразовать Соборную площадь в главный административный центр Красноярска, а на месте кафедрального собора возвести здание, отражавшее, как тогда казалось, идеологию социализма, — Дом Советов.

Новые социально-экономические перемены, охватившие нашу страну на рубеже XX–XXI веков, изменили сознание многих людей, к которым пришло понимание, что утраченные храмы подобны каплям горьких слез на лице человека, после которых остаются лишь глубокие морщины. И только человеческая память немного разглаживает их на лице города.
Сегодня в Красноярск вновь возвращается архитектура церковных зданий, некоторые из которых возрождаются из небытия, а другие поднимаются впервые. Восстановление Богородице-Рождественского собора является одной из важнейших задач возвращения общества к духовным истокам, решение которой осложняется утратой исторического местоположения храма, занятого зданием краевой администрации и сложившимся ансамблем площади Революции.

В Институте архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета в последнее время были выполнены два исследования, целью которых стало концептуальное обоснование нового места размещения Богородице-Рождественского собора. Основным принципом обеих концепций явилось сохранение исторической преемственности формирования Красноярска, что определило выбор участков под строительство храма в структуре сложившегося общегородского центра.
По результатам первого исследования (дипломант А. Л. Столяр, руководитель доцент С. Ф. Ямалетдинов) место для собора предлагается на участке Центрального парка, выходящем к берегу Енисея. В работе восстановление Богородице-Рождественского собора рассматривается в контексте реконструкции всей территории Центрального парка Красноярска.

История парка начинается в первой половине XIX века, когда было принято решение отгородить фрагмент естественного леса, простиравшегося сплошным массивом от Енисея до Качи, и разбить здесь городской сад. В последующие годы на территории сада появились здание общественного собрания, деревянная веранда-флигель с буфетом, павильон для музыкальных и театральных вечеров. Городской сад стал важной рекреационной составляющей города.
В 30-х годах XX века городской сад был переименован в Парк культуры и отдыха имени М. Горького. Изменения коснулись и планировки парка, который должен был теперь подчиняться парадному ансамблю административной площади города. Парк превратился в большой зеленый партер перед зданием администрации. Широкая центральная аллея разделила некогда единую территорию парка на два участка — с аттракционами на западе и с густой зеленью для тихих прогулок на востоке.
Уже в наше время, после перехода в аренду частному предпринимателю, парк был переименован в Центральный. Сегодня парк используется в коммерческих целях, как центр развлечений, и, по сути, потерял свою первоначальную функцию и привлекательность.

Исследователи истории города неоднократно отмечали, что «Красноярск отличался исключительно благоприятными градостроительными возможностями. Цельность городского ландшафта и его слитность с богатым природным окружением достигалась выходом основных улиц и площадей на Енисей и горы». Непрерывная визуальная связь города с природными доминантами подсказала основную пространственно-планировочную идею проекта — создание беспрепятственного пешеходного пути по «зеленому коридору» между реками Енисеем и Качей. Если северное направление имеет яркий архитектурный акцент в виде часовни Параскевы Пятницы, которая возвышается на вершине Караульной горы, то южное направление с выходом на Енисей через территорию парка предлагается завершить восстановленным Богородице-Рождественским собором.

В новой проектной концепции парку возвращается главенствующее место в ряду зеленых узлов исторического центра. Функционально парк рассматривается не как коммерческая площадка для развлечений, а в своем первоначальном значении городского сада. Территория парка объединяется со сквером на площади Революции, представляя собой единый зеленый массив. Для организации удобного пешеходного движения и сохранения визуальных связей в проекте намечено увести проспект Мира и улицу К. Маркса в границах сквера в подземный уровень, на котором в пространстве под площадью предлагается организовать парковку для автотранспорта.

Большой цветочный партер перед зданием администрации рассматривается как начало парка. Несмотря на то, что именно на этом месте когда-то возвышался главный православный храм Красноярска, тем не менее, в проекте архитектурное пространство площади Революции предлагается оставить без изменений, как памятник советской истории. Небольшие изменения возможны лишь на уровне благоустройства территории. Так, площадку вокруг памятника Ленину можно обустроить каскадами фонтанов (по примеру Московской площади в Санкт-Петербурге), которые помогут смягчить излишнюю монументальность административного ансамбля.

В самом парке предлагается восстановить небольшие по масштабу павильоны и воссоздать Богородице-Рождественский собор, который станет главным архитектурным акцентом обновленного городского сада. Выбор места для постановки собора обосновывается тем, что в юго-западной части современного парка у пересечения улиц Горького и Бограда сохранилось трехэтажное здание бывшей Красноярской духовной семинарии (в настоящее время здесь размещается военный госпиталь) — памятник архитектуры конца XIX века в «русском стиле».

Участок на берегу Енисея за городским садом был передан Красноярскому духовному правлению для строительства здания духовной семинарии в 1895 году. Автором проекта стал гражданский инженер Е. Л. Морозов, а руководил строительством енисейский губернский архитектор А. А. Фольбаум. Здание духовной семинарии было построено в 1903 году, а позже к нему примкнула одноглавая церковь Архангела Михаила. До своего закрытия в 1917 году Красноярская духовная семинария обеспечивала высокий уровень богословского и общекультурного образования.
В настоящее время рассматривается вопрос о возвращении здания семинарии Русской Православной церкви, которая готова разместить здесь не только семинарию, но и гимназию для обучения юношей и девушек по специальностям «Иконопись» и «Руководитель церковного хора».

Восстановленный рядом с комплексом духовной семинарии Богородице-Рождественский собор завершит ансамбль возрожденного культурно-образовательного и религиозного центра Красноярска.

По результатам второго исследования (магистрант В. Л. Чобанян, руководитель профессор В. И. Царёв) предлагается существенная трансформация сложившейся архитектурно-планировочной структуры площади Революции, в основе которой учтен опыт проектных разработок общегородского центра прошлых лет.

По замыслу архитекторов, разрабатывавших в довоенные годы архитектурно-планировочную концепцию главной площади Красноярска, здание крайисполкома — Дома Советов — размещалось на месте разрушенного Богородице-Рождественского собора, а вокруг него создавалось открытое пространство — сквер. Будущее здание в центре площади архитекторы считали парадным, «ибо оно будет со всех сторон видно и подходы к нему будут также со всех сторон». Осуществленный после войны замысел проектной концепции был нарушен в 1970-х годах вторжением высотных зданий в ансамбль городского центра, в монументальность его советского неоклассицизма. Две пристройки к северному фасаду Дома Советов двенадцатиэтажных панельных прямоугольных призм (получивших среди горожан прозвище «уши») резко снизили претендовавшую на уникальность эстетическую выразительность главного здания города, да и всей центральной площади.
Таким образом, был продемонстрирован своеобразный эффект «ответного удара», последовавший со стороны новой архитектуры как следствие бескомпромиссного противопоставления историзму предшествующего периода.

Новая проектная концепция организации общегородского центра, предлагаемая сегодня исследователями, предусматривает возвращение к первоначальному архитектурно-планировочному варианту, что потребует очищения пространства вокруг Дома Советов от искажающих его архитектурный облик объектов-пристроек. Возможно, что реконструкция потребует пересмотра и функционального назначения самого здания, перемещения административных функций в иное территориальное пространство города. Здесь уместно напомнить, что намеченный в проектном плане Красноярска 1828 года на Новособорной площади комплекс зданий для губернского управления так и не был реализован в дореволюционный период (предпочтения отдавались духовной и торговой функциям), а чиновники довольствовались размещением в арендуемых зданиях.

Вокруг освобожденного от чуждых наслоений здания Дома Советов предлагается вновь воссоздать архитектурно-ландшафтный комплекс в виде сквера, в северной части которого, обращенной в сторону улицы Ленина, главным доминирующим элементом должен стать перенесенный с прежнего места памятник вождю мирового пролетарита. Проектная концепция формирования общегородского центра предусматривает применеие в современных условиях принципа, заложенного еще в прошлом и связанного с раскрытием его в сторону главной водной артерии города — Енисея. Для реализации концепции предлагается использовать идею преобразования исторически сложившейся системы озеленения, которая была высказана архитекторами в 1960-х годах. Она предусматривала создание «зеленой анфилады», включавшей ЦПКиО имени М. Горького и сквер на площади Революции с выходом на север от Дома Советов, к скверу имени В. И. Сурикова и далее к реке Каче.

Исследователи, учитывая принципы преемственности, предлагают разместить БогородицеРождественский собор на исторически сложившейся оси общегородского центра, образующейся перспективным продолжением главной аллеи Центрального парка в сторону площади, на месте памятника Ленину, что позволит максимально приблизить храм к его первоначальному местоположению и тем самым постараться восстановить историческую справедливость.
Площадку размещения собора предлагается устроить в виде пешеходной платформы, перекрывающей по верху участок улицы К. Маркса, находящийся вдоль границы Центрального парка. Система озеленения на платформе должна стать связующим звеном между парком и структурными элементами «зеленой анфилады», которые могут получить развитие и вдоль центральных улиц Красноярска, утративших в последние годы свой зеленый наряд. Воссоздание собора как главного ядра центра города потребует пересмотра роли Центрального парка в культурно-исторической среде, в частности, возможного переноса зон активного отдыха на острова Енисея. Размещение православного храма в историческом центре города, его архитектура, воплощенная в первоначальных формах, возродят духовную основу и придадут новую эстетическую выразительность сложившемуся, несколько «казенному» облику главной площади Красноярска.

Рассмотренные результаты двух исследований, направленных на выбор и обоснование новых мест возможного размещения Богородице-Рождественского собора, свидетельствуют о необходимости использования в разработке подобных концепций, которые, вероятно, еще появятся, принципа преемственности, основанного на изучении и применении в современных условиях духовных традиций и архитектурных идей, возникавших в истории формирования Красноярска.

Владимир Царёв, Сергей Ямалетдинов, Алина Столяр, Ваагн Чобанян