Архитектура Красноярска | От гостиных дворов к гостиницам

Хотя судьба площадей в Красноярске на протяжении всей его истории складывалась по-разному, определенные параллели в их застройке все-таки прослеживаются. И каждый раз о том, насколько важную роль играет площадь в городской среде, можно судить по остроте споров вокруг грядущих изменений.

В начале был храм. Вернее, деревянная церковь, стоявшая на Стрелке со времен острога. К тому времени, когда обветшавшее здание в 1850 году сменил каменный Воскресенский собор, пространство перед ним успело стать привычным центром притяжения красноярцев. На площади Воскресенского собора сосредоточилась вся городская торговля, но торговали в Красноярске сначала в основном приезжие купцы. Глядя на них, местный торговый люд тоже открыл рядом свои лавки, и площадь в народе нарекли Базарной.

Город рос и развивался, торговцам становилось на площади тесно. В 1828 году Высочайше утвержденный план определил в качестве нового торгового центра Красноярска Новобазарную площадь; тогда же площадь возле Воскресенского собора переименовали в Старобазарную. По инициативе купцов и мещан здесь решено было создать более цивилизованные условия для торговли, для чего построить каменное здание — гостиный двор.

Поскольку лавки на Старобазарной площади занимали городскую землю, а купцы много лет не платили за аренду мест, то сторонники модернизации предложили городским властям взыскать с владельцев лавок в городскую казну платежи за пользование участками и продолжить этот сбор в последующие годы. А также пожертвовали городу 28 принадлежащих им лавок и предложили потребовать того же от владельцев остальных торговых точек. Вырученные деньги город должен был давать «в рост» под залог, а лавки — в аренду. На доходы от аренды в сумме с набежавшими процентами и предстояло построить каменный гостиный двор.

Как ни странно для того времени, когда градостроители не были скованы жесткими рамками генплана, место для возведения капитальной торговой постройки оказалось выбрать сложнее, чем источник финансирования. Споры, где быть новому торговому центру, продолжались несколько лет. Часть горожан, привыкших к старому базару, настаивала, чтобы новое каменное здание торговых рядов было построено на Старобазарной площади, другая же предлагала возвести его на новой территории.

И все же строительство новых торговых рядов началось в 1837 году именно на Новобазарной площади. Через три года здание было завершено, и доходы с него продолжили поступать в гостинодворский капитал. Но купцы, которые держали лавки на старой площади, не торопились перебираться на новую. Они рассчитывали на постройку каменного гостиного двора и на Старобазарной площади.

Старобазарная площадь Старобазарная площадь

Площади уравнены в правах

В 1852 году городской архитектор Рачинский представил в губернское управление проект каменных гостиных рядов на Старобазарной площади. В первоначальном проекте это было одноэтажное здание, в дальнейшем остановились на двухэтажном. Верхний этаж предназначался для сдачи внаем площадей, которые заняли присутственные места, а внизу должны были размещаться лавки. Тем временем торговля продолжалась на прежнем месте. В 1860 году в сложившуюся ситуацию был вынужден вмешаться губернатор. Ссылаясь на отсутствие элементарных удобств, он запретил торговать на старом месте и предписал купцам обосноваться на Новобазарной площади. Но даже такая официальная директива не помешала старому базару функционировать по-прежнему.

На собрании 28 октября 1861 года красноярцы единогласно решили оставить в городе оба базара: один на новой, другой на старой площади, с тем, «чтобы на новой площади торг происходил еженедельно по воскресеньям, на старой площади по субботам, а в остальные затем пять дней недели там, где пожелают приезжающие с припасами крестьяне». Строительство каменного гостиного двора на Старобазарной площади продолжалось с весны 1863-го по 1865 год по проектам архитекторов Рачинского и Набалова.

По свидетельству «Спутника по городу Красноярску», изданного в 1911 году, Старобазарная площадь к этому времени была застроена зданиями разного назначения: архитектурной доминантой выступал Воскресенский собор, торговую функцию выполнял каменный гостиный двор, в верхнем этаже которого помещались музей и училище, в нижнем — кладовые торговцев.
Напротив, через улицу стояло здание, в котором несколько лет после своего открытия находились городской музей и библиотека, боле известное сейчас красноярцам как дом Крутовских. На этой же площади был построен каменный одноэтажный дом — прежнее помещение городского общественного управления, где с 1911 года размещалась местная конвойная команда.

После смены власти площадь сильно изменилась, хотя торговля на Старобазарной площади продолжалась еще многие годы. Старый собор просуществовал до 30-х годов ХХ века, службы в нем прекратились в декабре 1935 года. Место священников в соборе занял Механический завод Местпрома. Во второй половине 1950-х годов, по заключению совета по охране памятников культуры Академии наук СССР, Воскресенский собор в Красноярске был признан ценным памятником архитектуры. Было предложено «отреставрировать собор с реконструкцией глав по материалам сохранившихся фотографий и восстановить сохранившуюся ограду. Восстановить памятник русскому путешественнику Резанову». Но реставрация не состоялась. В начале 60-х годов Воскресенский собор был окончательно разрушен, а могила командора Резанова несколько раз переносилась, пока не прекративший странствия и после смерти прах не упокоился, наконец, на Покровском кладбище.

Как говорится, свято место пусто не бывает — на месте бывшего собора вознесся монументальный концертный комплекс Красноярской филармонии, где со сцены доносились до масс духовные ценности нового государства. Память о романтическом дипломате, завершившем путь земной в нашем городе, вновь увековечил новодел — пятиметровая бронзовая статуя. Войны за торговые места под сенью храмовых стен окончены миром — и площадью Мира зовется теперь Старобазарная площадь.

Воскресенский собор на Старобазарной площади Воскресенский собор на Старобазарной площади

Новая эра Новобазарной площади

Как полноценный центр торговли эта площадка начала функционировать в 1837 году, когда на ее территории появился капитальный и удобный каменный гостиный двор.
В середине XIX века площадь располагалась не в центре города, а почти на окраине. Предполагалось, что на ней вырастут здания административного управления городом: «присутственные места», почта, полиция — с северной стороны, городская дума, гостиный двор и биржа — с южной. Дома генерал-губернатора и гражданского губернатора должны были возвышаться с западной и восточной сторон площади. Дореволюционные градостроители как в воду глядели — концентрация административных зданий на этом участке городской земли росла вплоть до наших дней.
По аналогии со старой базарной площадью купцы тоже захотели построить на Новобазарной площади собор. И, когда 10 октября 1843 года в Красноярск пришло официальное известие о рождении 8 сентября цесаревича Николая Александровича, золотопромышленники собрали 96 400 рублей серебром на строительство соборного храма.

Автором проекта храма стал известный архитектор К. А. Тон, и в 1845 году на площади был заложен первый камень кафедрального собора, а в мае 1861 года Богородице-Рождественский собор был открыт. После возведения собора площадь стала называться Новособорной и с точки зрения торговли стала цениться еще больше, поскольку храм посещало множество прихожан. С южной стороны собора сразу же были возведены лавки для мелочной торговли, для торговли мясом и другими припасами, отчего пострадала архитектурная привлекательность здания храма.

На Новособорной площади возводились не только торговые, но и жилые и общественные здания. По адресу: ул. Красной Армии, 12 / ул. Обороны, 1, и сейчас находится выстроенное в 1870 году на средства купчихи Т. И. Щеголевой каменное двухэтажное здание бывшей богадельни — приюта для людей, не способных обеспечивать себя самостоятельно. По правилам, установленным учредительницей, попадали туда члены купеческих и мещанских семей, а также красноярские обыватели от 50 лет и старше. После революции богадельня прекратила свое существование, а в ее стенах поочередно размещались губотдел труда, 22-я школа, ателье химчистки, магазин «Арсенал». Сейчас здание занимает офис компании «ЕТК».

Мир развлечений

Рядом с торговой площадкой непременно нужна рекреационная зона, и на Новособорной площади эту функцию выполнял городской парк. Облагороженный участок леса на берегу Енисея с клумбами и скамейками завоевал огромную любовь горожан, отчасти потому что по его тенистым тропинкам гуляли дети и взрослые, остающиеся на лето в городе.
По воскресеньям и праздникам, а иногда и в будние дни в саду проходили платные и бесплатные гуляния с музыкой, танцами, песенками, фейерверками, пусканием воздушных шаров. Если зимой в саду заливали каток, горожане катались на коньках прямо по главной аллее. В юго-западном углу сада появилась детская зона с приспособлениями для разных игр и гимнастических упражнений. Войти в него можно было с Архиерейского переулка (нынешней улицы Горького), поскольку площадку обнесли высоким дощатым забором, чтобы детским забавам не помешала взрослая публика.

Начиная с 1908 года в городском саду крутили кино — сначала во временном деревянном павильоне, а с 1915 года — в более основательном здании кинематографа на пересечении Гостинской улицы (сейчас ул. К. Маркса) с Новособорной площадью на углу городского сада. В украшенном башенками со шпилями и легкой нарядной резьбой деревянном здании нового кинотеатра в стиле модерн легко узнается авторский архитектурный почерк С. Г. Дриженко, хотя кинотеатр по оригинальному проекту Дриженко сгорел в 1913 году, а по мотивам его чертежей с многочисленными изменениями возвели еще одну деревянную постройку. После революции здание монополизировали, а назначение осталось прежним, так что кинематограф развлекал советских граждан до 60-х годов ХХ века. Конечно, 130 кресел и четыре ложи его единственного зала существенно уступали вместимости появившегося на этом месте много лет спустя кинотеатра «Луч», однако чертами своего архитектурного облика он напоминает о как нельзя более уместных на площади балаганах, ярмарочных аттракционах, иллюзионах, где публика веселилась, глядя на «движущиеся картинки».

Вид на старый Красноярск

Площадное благоустройство на рубеже веков

К концу XIX века две основные торговые площадки города четко поделили между собой базарные дни. На Старобазарной площади торговали по пятницам, а на Новособорной — ежедневно кроме четверга и пятницы. Несмотря на то, что Новособорная площадь фактически была центром города (ее границы обозначали современные улицы Красной Армии, Диктатуры Пролетариата, Маркса и Горького), благоустройство ее оставляло желать лучшего. Хорошо, когда на улице была зима. А с приходом весны площадь превращалась в непроходимое болото. В подтверждение история запечатлела для нас такой факт: 7 сентября 1903 года ученицы Советской женской школы шли в собор к литургии и, пока переходили площадь, оставили несколько полупар калош в глине и лужах. Утрата эта для бедных детей стоила больших денег. Да что там говорить о пешеходах, если даже проехать во время дождя по Новособорной площади удавалось с большим трудом, так как вода громаднейшего озера посреди площади доходила до осей экипажей и выше. Не спасало даже устройство сточных канав. Когда же погода стояла жаркая, сухая и дул ветерок, на открытом пространстве площади красноярцам досаждала другая беда — вездесущая пыль.

В городской казне средств на устройство на Новособорной площади тротуаров и переходов не нашлось, тогда власти предложили поучаствовать в создании тротуара домовладельцам. Благоустройство территории около Богородице-Рождественского собора Городская дума поручила причту. Казенные деньги на «замощение» площади были выделены только в 1907 году — чтобы облагородить 1 500 кв. саженей (6,8 тыс. кв. м), дума ассигновала 7 163 рубля. На переход от собора до архиерейского дома (современный адрес — ул. Горького, 37) было потрачено 1602 рубля.

Из площади вырос город

Со временем и построенный с таким скандалом гостиный двор стал мал и неудобен для всех желающих торговать на Новособорной площади. В 1907 году торговцы мануфактурными и галантерейными товарами попросили у городской управы более обширные коммерческие помещения с множеством отдельных номеров, безопасные в пожарном отношении. Городская дума уже не раз высказывалась за постройку новых, более вместительных каменных корпусов для торговых помещений. Управа предоставила в думу прошение о такой постройке, приложив к нему проект и смету, примерная стоимость строения в которых определялась в 27 296 рублей. Доход же в казну города от нового корпуса планировался в размере от 6 до 8 тысяч рублей в год.

Подрядчика для строительства каменного торгового здания городские власти определили на торгах. Соревновались в них трое участников, и, как в современном аукционе, подряд получила строительная артель Я. Н. Малыгаева, предложившая наименьшую цену. В ответ на опасения городского архитектора Р. С. Попова о ненадежности строителей городская дума уполномочила управу заключить с членами победившей строительной артели контракт, если строители найдут надежных поручителей на сумму в 10 000 рублей или представят имущественное обеспечение в этом же размере за круговой порукой.
Проектировал торговый корпус Р. С. Попов. Новое торговое здание получило среди горожан необычное для Красноярска тех лет название — «пассаж», — вероятно, из-за его конструктивно-планировочных особенностей, поскольку пассажем в обычном понимании называют тип торгового (реже — делового) здания, в котором магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкой застекленной галереи. Красноярские газеты так комментировали очередную городскую достопримечательность: «новый корпус на Новобазарной площади под торговые помещения вчерне достраивается, возводятся уже куполообразные крыши в мавританском стиле, а верхняя часть фасада в стиле рококо. Высота крыш с украшениями доходит до 4-х сажень. Здание очень красиво и фасадом выходит к собору, отчего еще более будет выделяться между кургузыми балаганами и старым гостиным рядом».

В качестве торгового центра это здание прослужило совсем недолго: в 1920 году сюда переехала биржа труда, затем первый этаж заняла пожарная часть. Потому длительное время жители называли бывший торговый корпус просто «пожаркой».
В декабре 1935 года Крайисполком принял решение о сносе собора с тем, чтобы на его месте построить Дом Советов. Два года спустя и всю площадь перед городским парком решено было освободить, так торговля уступила место парадам и праздникам — новому строю требовалось место для маршировки. Рынок перенесли ближе к Каче, по проспекту Сталина уложили асфальт. А «пожарку», по воспоминаниям красноярского журналиста Коминта Попова, стерли с лица земли, «когда выяснилось, что она мешает краевому начальству из окон своих кабинетов лицезреть парк и Енисей».

Развлечение для публики на площадях Деревянный кинотеатр возле городского парка

Замкнутая и ограниченная

Казалось бы, исполненные в соответствии с генпланом площади эпохи плановой экономики избегут участи пространств стихийно образованных и не раз перекроенных под новые нужды города в разные периоды его развития. Но градостроительная политика по-прежнему демонстрирует свое непостоянство. Талантливо спроектированную согласно всем правилам градостроительного искусства, всей широтой сибирской души распахнутую навстречу речным просторам площадь искусственно стискивают, душат современные проекты. Значительную долю роскошной перспективы правобережных гор загородил по-мещански самодовольный «Фон Барон». Из-за гигантского металлического остова долгостроя, которому — к сожалению, а может, и к счастью — уже не суждено обрасти плотью культурно-развлекательного центра, несколько лет подряд на нижнем ярусе площади царит атмосфера стройплощадки. Еще один неоднозначный проект, не предусмотренный в изначальной концепции, был спешно принят советом градостроителей совсем недавно. Судя по эскизам восьмиэтажного здания гостиницы, Театральная площадь потеряет в просторе, пусть даже высота новостройки не превысит уровень Театра оперы и балета, а ее нижний ярус и вовсе превратится в коридор.
Как и сто лет назад, в архитектурном споре о будущем облике значимого для Красноярска места, где любят гулять горожане, верх взяло не общественное мнение, а коммерческий интерес. Вернутся ли те времена, когда природные пейзажи, на которые так богат наш город, вновь обретут прежнюю цену, а все, что мешает обзору, пустят под снос, или высокопоставленные кабинеты просто поднимутся выше над крышами?

Марина Терешкова

Источник: Журнал «Сибирский дом» №2 (97), февраль 2012