Реки и мосты архитектора Сантьяго Калатрава

4520
28 февраля 2012 г.
Архитектура и строительство
Автор Геннадий Рыбаченко
Сантьяго Калатрава входит в десятку самых знаменитых архитектурных звезд современности. Эту славу зодчий заслужил по праву: в его портфолио представлен широкий диапазон знаковых и значимых сооружений — спортивные и вокзальные комлексы, небоскребы и офисы. Однако наиболее сильной и славной стороной маэстро выглядит умение наводить мосты. Конечно, наш молодецкий Енисей будет покруче рек старушки Европы, но опыт испанского мостостроителя может пригодиться.

Маэстро мостостроитель

Мост над осушенным руслом р. Турия ведет в архитектурный комплекс "Город искусств и наук" (Валенсия)Итак, на творческом счету архитектурного испанца множество музейных и спортивных объектов, всемирно-выставочных и транспортных комплексов, снискавших и принесших автору признание и кучу наград, включая Притцкеровскую премию. Особенной статьей творчества Сантьяго Калатравы выступают мосты, построенные им по всей планете: в Венеции и городах родной Испании, в столицах Ирландии и Аргентины, в Иерусалиме и Калифорнии. Маэстро мостостроитель уже построил с дюжину мостов по всему миру и собирается возвести столько же. Они все сходны между собой, как и полагается детищам одного папаши: почти все вантовые — подвешенные на стальных тросах к мощным опорам, укрытые от дождя и ветров прозрачным остеклением, с парусно изогнутыми фермами и элегантными опорами. Вот каковы некоторые из них — образцы творчества Калатравы.

Над водами Гвадалквивира

Мост «Аламильо» перекинут через реку Гвадалквивир, протекающую через славный город Севилью — столицу крупнейшей испанской провинции Андалусия. Мост был построен для сообщения с большим пустынным островом Ла-Картуха, на котором Испания решила принимать гостей Всемирной выставки «ЭКСПО-1992». По замыслу заказчиков и архитектора мост призван символизировать высокие стремления и значение Севильи в прошлом, настоящем и будущем.

Автомобильно-пешеходный мост состоит из единственной опоры, уравновешивающей двухсотметровый пролет с помощью тридцати стальных тросов. Первоначально планировалось строительство двух смежно подвешенных мостов с односторонним движением, но Калатрава в своем проекте очень удачно свел воедино транспортное решение, да еще и с пешеходной медианой. Кроме того, единая двухсотметровая авто-пешая трасса, подвешенная на стальных канатах, несет и мастерски выполненную эстетическую нагрузку. Особенно поражает воображение мост в ночное время: ярко освещенный, он напоминает гигантский галеон, несущийся во тьме под всеми парусами. На фантомный парусный корабль, составленный наложением силуэтов двух соседних мостов через Гвадалквивир, «Аламильо» и «Ла Баркета», лучше всего любоваться со сторона знаменитой Золотой башни — с этой точки симбиоз двух мостов двух разных авторов смотрится наиболее гармоничным.

Подвесной арочный пешеходный мост "Субисури" через р. Нервьон в Бильбао (Испания)

Путь в бильбаотеку современного искусства

В таком же «подвешенном» состоянии пребывает упомянутый мост в столице страны басков. Подвесной арочный пешеходный мост в Бильбао через речушку с нервным названием Нервьон соединяет отели новой части города с музеем современного искусства фонда Соломона Гуггенхайма. Это один из семи построенных по всему миру музейных комплексов этого фонда, и, пожалуй, один из наиболее эффектных и необычных. Музей Гуггенхайма создан по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Гери и смахивает на космический корабль пришельцев. Приземистый каркас, обшитый изогнутыми пластинами листового титана, с нарочито рваными и асимметричными формами являет собой яркий пример такого направления, как деконструктивизм. Необычный мост Калатравы связывает музей с новопостроенным городом с 1997 года, объединяя пешеходную ось между нижней и верхней частями Бильбао. Официальное его название — Puente del Campo Volantin, но баски его именуют «Субисури» (zubizuri — «белый мост»). Сооружение представляет собой наклоненную арку из конструкционной стали, соединяющую две платформы, к которым подходят рампы с обеих сторон реки. Изогнутый мост, замощенный стеклянными плитками, подвешен за арку на стальных кабелях, а вся конструкция выкрашена в белый цвет, как и другие творения Калатравы (что и отражено в народном названии). Однако непрактичность моста доставляет хлопот пешеходам и муниципалитету — материал хрупок, а в мокрую погоду стеклянные плитки становятся довольно скользкими. Чтобы пешеходы не поскальзывались на мокром стекле (а в Бильбао моросящий дождь — обычная погода), мост застелен зеленым пластиковым покрытием вроде ковра или искусственной стадионной травы. Поговаривают также, что одни только расходы на замену разбитых плиток обходятся городской казне в шесть тысяч евро ежегодно.

Дублинский дублет

Куда меньше хлопот и затрат требует у властей ирландской столицы не менее эффектный мост, названный в честь урожденного ирландца Джеймса Джойса. Действие его рассказа «Мертвые» происходит как раз в одном из домов, расположенных по соседству. Ирландскую тему поддерживает и облик сооружения. Мост изящно завис над рекой, соединяя берега ирландской столицы, словно дополняя своей струнной наружностью духовые звуки традиционной волынки.
Этот автомобильный арочный мост с четырехполосным движением в обоих направлениях дополнен двумя пешеходными дорожками с обособленными зонами, где расставлены скамьи. Длина моста составляет 44 метра, а ширина — 31 метр. Сданный в эксплуатацию летом 2003 года, это один из двух мостов начала нового тысячелетия и один из двух через реку Лиффи, построенных в Дублине по проектам Калатравы.

Второй участник дублинского дублета — расположенный ниже по течению реки мост Сэмюэля Беккета. Он назван в честь еще одного знаменитого литературного ирландца, одного из основателей жанра абсурда. К счастью, творение Калатравы подчинено здравому смыслу и соображениям утилитарности. Это мост не простой, а разводной, причем в горизонтальной плоскости акватории реки, а не подъемный, как мосты Петербурга. Сложность подобного сооружения увеличила срок завершения до десяти лет, а сумму — практически вшестеро, до 60 миллионов евро. Строительство начато в 1998 году и завершено в 2008-м. Торжественное открытие для пешеходов состоялось в мае 2009 года, в присутствии потомков Беккета. Протяженность моста составляет 123 м, а ширина — 48 м. Конструкция позволяет поворачивать части моста на 90°, позволяя судам проходить по реке беспрепятственно. Если его собрат, мост Джойса, очертаниями напоминает струнную деку или крышку рояля, то мост Беккета больше похож на арфу — традиционный музыкальный инструмент и политический символ нации, угодивший даже на монету достоинством два евро ирландской чеканки. Такой вот струнно-мостовой дуэт связывает берега дублинской реки Лиффи.

Автомобильный арочный мост Джеймса Джойса через реку Лиффи в Дублине (Ирландия) Автомобильный арочный мост Джеймса Джойса через реку Лиффи в Дублине (Ирландия)

Turia futuria

Мир миром, однако лучшим произведением Калатравы признан «Город искусств и наук» в родной Валенсии. Ciudad de las Artes y las Ciencias — мировой образец современной комплексной застройки. «Город» расположился в осушенном русле реки Турия и состоит из пяти зданий, обычно называемых по их валенсийским именам. Среди них Дворец искусств королевы Софии, кинотеатр L'Hemisferic («Полушарие»), сад-галерея L'Umbracle, Научный музей принца Филиппа, океанографический парк на открытом воздухе L'Oceanografic. Весь комплекс окружен парками, ручьями и бассейнами, а его территория стала популярным местом отдыха жителей и гостей города.

Не стоит забывать, что Валенсия дала архитектору путевку мостостроителя, ведь первый мост Калатрава построил в родном городе. Это было лишь началом и авансом для будущего «Города искусств». Надо заметить, что все футуристические формы невероятных по новизне облика сооружений валенсийского культурного комплекса тесно перекликаются и вторят удачно найденным лекалам, по которым скроены мосты Калатравы, прославившие его имя по всему миру. Пускай речушка Турия пересохла, но высохшее ее русло перетянуто воздушно-пешеходными связями и ажурными фермами — взмывающими в небеса как манифест архитектурного футуризма.

Разведенная «Женщина» в стране пампасов

Перенесемся через всю Атлантику, из одного полушария в другое — в столицу Аргентины Буэнос-Айрес. Пешеходный мост с поэтичным названием и не менее романтичным обликом «Пассерелья-де ла Мухер» («Мост Женщины») был построен в 2002 году. Когда столичный район Пуэрто Мадеро практически с нуля стал перестраиваться в новый деловой центр, для того чтобы обеспечить новые, более удобные пешеходно-транспортные связи, было решено построить означенный мост. Мост насчитывает в длину 175 метров и составлен двумя пролетами в 40 и 30 метров, а также промежуточным разводным висячим пролетом длиной 100 метров. Для пропуска судов центральная секция разводного пролета может поворачиваться на 90° вокруг десятиметровой белой бетонной опоры, куда встроен поворотный механизм. Боковые опоры, также выполненные из белого бетона, имеют форму круглых цилиндров с эллипсоидными капителями поверху. Мостовой настил состоит из стальной кессонной балки, укрепленной поперечными и продольными пластинами.

Самый важный в конструктивном и эстетическом отношении элемент сооружения представлен стальным пилоном, который возвышается на 40 метров над центральной опорой (вокруг которой вращается разводная секция) и имеет угол наклона 38,81° — практически как земная ось. В процессе раскрытия пилон вращается вокруг настила в западную сторону, когда мост закрывается, и в восточную, когда открывается. Именно форма разводной секции придает сооружению наряду с хитроумной функциональностью неповторимую элегантность. Какую и пристало иметь Женщине, в честь которой мост назван…

"Мост женщины" в районе Пуэрто-Мадеро Буэнос-Айреса

Понто венециано

Одной из последних по времени реализованных построек в городе-заповеднике Венеции стал мост через одно из разветвлений морской лагуны. Новый мост располагается в самом начале города, между вокзалом Санта-Лючиа и Пьяццале Рома, и, строго говоря, не столь уж был необходим. Скорее всего, это жест примирения, компромисса между консерваторами и сторонниками архитектурного авангарда. Парадокс состоял в том, что с 1980 года в Венеции проводятся архитектурные биеннале — смотры-выставки достижений всемирной архитектуры, а сам город застыл в своем развитии, как символ метафизики.

Мост был явлен граду и миру в августе 2007 года. До того в Венеции на протяжении семидесяти лет не только не строилось ничего нового, но даже значительной реконструкции имеющихся зданий не проводилось. А тут новый мост, да еще и современного облика!
При всей авангардной одиозности Калатравы венецианский мост называют самым невзрачным и даже «невидимым» его творением. Выгнутая плоской аркой пластина с ребрами жесткости, спрятанными под полотном, — вот и все! Правда, форменная неприметность слегка компенсирована витражными элементами: ступенями из цветного стекла и перилами из стекла прозрачного. В дополнение к ажурной конструкции так налажена перекличка с местными промыслами — здешним знаменитым стеклянным литьем и дутьем с одного из венецианских островов, Мурано. Безделушки муранского стекла — занятный сувенир, но не более. Почти таков же новый мост: умеренно функционально, технологично, скромно, незаметно и сверху немножечко Мурано.

Надо еще раз подчеркнуть, что архитектор проявил бережное отношение к историческому контексту, а его сооружение не слишком заметно выпирает из венецианского ажурного великолепия. Некоторые все равно ругаются, однако всем никогда не угодишь — всегда сыщутся критики всего, что делается…

Мост "Лузитания"(Мерида, Испания) Мост "Лузитания"(Мерида, Испания)

«Давидова арфа» над Ершалаимом

Мост между прошлым и настоящим появился и в Иерусалиме, причем практически впритык к исторической части города — со стороны въезда из Тель-Авива. Это мост для новой линии легкой железной дороги у самого въезда в Святой город: виадук протяженностью полотна 360 метров, подвешенный на струнах на шестиметровой высоте, стал важным звеном в строящейся системе скоростного городского транспорта. Сооружение зиждется на бетонных опорах, облицованных белым иерусалимским камнем, а сам мост, подвешенный на стальных тросах к башневым опорам высотой 104 метра, выполнен из стекла и стали. Такое конструктивное решение позволило избежать массивности и придает сооружению элегантный «летящий» силуэт. Восхититься есть чем: 119-метровая опорная мачта и полотно моста уравновешивают друг друга с помощью 66 струн диаметром 5 см, каждая из которых натянута между мачтой и своим сегментом. Сооружение получило поэтическое название «Арфа Давида» и действительно напоминает огромную арфу с 66 струнами. Параболическими формами напоминает оно и памятник освоителям космоса на московской ВДНХ, что тоже удивительно символично по совпадению дат — строительство их виадука начато в наш День космонавтики, 12 апреля 2007 года. Строительство моста уложилось в три года и обошлось в 30 млн долларов. Наряду с железнодорожными путями в оба направления по мосту проложили пешеходную дорожку, с которой открывается вид на город с многотысячелетней историей. Так новое архитектурное искусство прорастает через тысячелетние наслоения — и кому судить, сорные эти ростки или культурные? Скорее второе, ведь все объекты Калатрава вписывает в ландшафтно-историческую среду очень деликатно, не нарушая ни колорита, ни пропорций, ни общей стилистической гармонии. Бело-золотистый виадук в «городе золотом под небом голубым», неброский изящный ажурный мост над венецианским каналом, «музыкальный дуплет» в ирландской столице, «двухмачтовый парусник» над Гвадалквивиром, футуристические аркады родной Валенсии — многочисленные тому подтверждения.

Источник: Журнал «Сибирский дом» №2 (97), февраль 2012