Красноярцам пообещали оцифровать «черное небо»

Количество дней в режиме неблагоприятных метеоусловий в Красноярске за последние годы выросло в разы. Если в 2008 году их было 10, то в 2016-м — 61, в 2017-м — 43, специалисты говорят, что это еще не предел. При этом называют разных виновников ситуации, в зависимости от того, кто именно о них говорит.

черное небо

Одни считают основными источниками загрязнения в Красноярске КрАЗ и ТЭЦ, другие уверены, что вклад крупных предприятий на самом деле не столь велик, а главный виновник повышенной концентрации опасных веществ в воздухе — автотранспорт, которого на дорогах города с каждым годом все больше. В списке ответственных за плачевное состояние экологии также часто называется печное отопление в частном секторе, небольшие предприятия и высотная застройка, появившаяся за последние несколько лет. По официальным данным, опубликованным в государственном докладе «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае» за 2016 год, общий объем выбросов в атмосферу Красноярска составил 196,6 тысячи тонн, 127,3 тысячи из них приходится на стационарные источники загрязнения, 69,6 тысячи — на автотранспорт. 57,8 тысячи тонн составляют выбросы АО «РУСАЛ Красноярск», и 59,6 тысячи тонн — доля красноярских ТЭЦ.

Теперь в Красноярске обещают создать объективную систему экологического мониторинга, которая, как заявляется, наконец внесет ясность и позволит получить ответ на вопрос: кто же главный виновник «черного неба» над Красноярском? Систему, которая к этому моменту уже заработала в Санкт-Петербурге и Москве, в пилотном режиме готовятся протестировать в пяти городах страны, в число которых попал и краевой центр. А если опыт окажется успешным, ее распространят на другие территории.

Как выглядит этот предлагаемый мониторинг экологической ситуации? На основе данных о выбросах от стационарных и передвижных источников загрязнения строится математическая модель рассеивания вредных веществ в атмосфере. Она позволяет увидеть, в каких концентрациях основные загрязняющие вещества, которые представляют опасность для здоровья человека, находятся в воздухе конкретного района. При создании модели в расчет принимается большое количество факторов, от метеорологических условий до особенностей рельефа.

Жителям микрорайонов расскажут, кто загрязняет воздух в их районе

Результаты этих исследований отразят на электронной карте города в виде пятен загрязнения атмосферы. Если проводимые властями меры по улучшению ситуации действительно что-то меняют, пятна загрязнения сжимаются. Когда предлагаемые решения неэффективны, пятна на карте растут.

После того как система заработает, можно будет понять ситуацию с загрязнением воздуха не только во всем городе в целом, но и в пределах конкретных микрорайонов и даже отдельных жилых домов. Тогда каждый житель города сможет увидеть, насколько превышены нормативы в районе, где он живет, у места его работы, у школы, где учатся его дети. Можно будет узнать и кто именно за это ответственен. Для того чтобы определить, что за предприятия ухудшают экологию района, достаточно будет посмотреть, какие именно вредные вещества преобладают в атмосфере. Загрязняющие вещества специфичны для предприятий, и характерные, например, для КрАЗа отличаются от тех, что выбрасывает котельная в маленькой шиномонтажке.

«Тогда если от горожан поступает жалоба, в которой жители говорят, что чувствуют едкий запах, можно будет для конкретного адреса просчитать, было ли там в это время какое-то превышение нормативного уровня загрязнения, и назвать ответственных», — объясняет заслуженный эколог Российской Федерации заместитель директора по науке Научно-исследовательского института «Центр экологической промышленной политики» Минпромторга России Андрей Недре. Эксперт предлагает проводить такие расчеты на базе института, в котором работает.

Система позволит определить наиболее эффективные меры для улучшения экологии в Красноярске

После того как система заработает, можно будет оценить, как ситуация меняется со временем: растут на карте города пятна загрязнения или, наоборот, сжимаются, вышел ли из зоны загрязнения конкретный дом, микрорайон или квартал. А кроме того, появится возможность заранее смоделировать, как изменится экология через несколько лет, после того как будут реализованы запланированные заводами экологические мероприятия.

Как только станет понятен вклад каждого предприятия в ситуацию с экологией в городе, можно будет уже переходить к конкретным действиям. Система экологического мониторинга позволит просчитать эффект от реализации каждого из предлагаемых мероприятий по улучшению экологии, сравнить его с уровнем необходимых затрат и выбрать из предложенных решений оптимальное. Станет понятно, что нужно делать в первую очередь. Например, можно будет просчитать, какой эффект даст переход с отопления углем на газ или внедрение централизованной системы отопления, при которой вместо большого количества мелких котельных в городе функционирует одна крупная и оснащенная современными очистными сооружениями.

При этом примеры выхода из ситуации, которые приводятся, почему-то всегда касаются автотранспорта и мелких предприятий. Так, по словам Андрея Недре, перед проведением Олимпиады в Сочи стояла задача снизить высокое загрязнение от автотранспорта. Чтобы ее решить, оптимизировали транспортную схему города: построили новые подземные и надземные переходы, установили светофоры на новых участках, так что на них удалось победить пробки и добиться увеличения скорости движения автотранспорта. В ряд районов с большой плотностью населения запретили въезд автотранспорту ниже определенного экологического класса. По результатам всех этих мер превышение нормативов по загрязняющим веществам в Сочи сократилось до минимума.

Но строительство новых развязок — дорогостоящее мероприятие, на его реализацию потребуются миллиарды рублей. Ситуацию с экологией в конкретном районе можно улучшить при помощи куда менее затратных мер. Где-то, объясняет Андрей Недре, достаточно высадить вдоль проезжей части деревья, они будут защищать рядом стоящие дома от так называемых вторичных источников загрязнения: осевшей на дорогу пыли из вредных веществ, которую поднимают автомобили.

Опыт внедрения новой системы мониторинга в Санкт-Петербурге

Первыми на новую систему экологического мониторинга перешли в Санкт-Петербурге, необходимость по-новому оценивать вредные выбросы возникла, когда в северной столице речь зашла о строительстве пятизвездочных гостиниц: у зарубежных операторов отелей существуют жесткие требования к экологии района. Теперь в Санкт-Петербурге все важные градостроительные решения принимаются на основе собранной в новой системе информации. Нужно определить, где построить новый жилой микрорайон, разбить парк или создать деловую зону, — обращаются к расчетам. Система оценивает, как расположенные рядом предприятия и дороги повлияют на новый объект.

Кроме того, с учетом собранных данных принимают решения о развитии улично-дорожной сети. Программа сама дает рекомендации, где именно в городе нужно строить двухуровневые развязки, чтобы улучшить ситуацию с экологией.

Будет ли предлагаемый мониторинг действительно объективным?

Чтобы получить достоверные данные о фактическом состоянии окружающей среды, нужно регулярно проводить замеры, а для этого увеличить в городе количество постов наблюдения за состоянием воздуха, использовать мобильные лаборатории, нам же предлагается система, которая будет строить модель на основе данных, которые предоставляют сами предприятия. Это расчетные показатели, а не фактические. То есть вычисляют, сколько должен выбрасывать такой завод, имеющий определенный объемов выпускаемой продукции, и засчитывают ему этот показатель. Онлайн-датчиков на трубах предприятий, чтобы удостовериться, что расчетные данные соответствуют действительности, нет. При этом на заводе возможны нарушения технологии производства, использование некачественного сырья, экономия на обслуживании газоочистки, поэтому реальные объемы выбросов предприятий могут превышать эти расчетные значения в разы. Кроме того, имеет значение, на основании какого объема данных будет строиться эта модель. Большое количество источников загрязнения сегодня просто не учтены, так что у специалистов есть сомнения в том, что эта система отразит реальную ситуацию.

То есть, кроме того что появился новый инструмент оценки ситуации с экологией, должна меняться существующая сегодня в Красноярске система мониторинга, в некоторых районах постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха сейчас просто нет, и непонятно, с чем тогда там сравнивать полученные расчеты.

Так что как новая система будет работать, будет ли это красивая картинка, которой власти станут успокаивать население, или действительно эффективный мониторинг окружающей среды, позволяющий отразить реальное положение дел, зависит от того, как дальше будет реализовываться этот проект. Результаты первых исследований общественности обещают показать уже в сентябре.

 

Сергей Шахматов, заместитель председателя российской экологической партии «Зеленые»:

— Применение «сводных расчетов» по рассеиванию загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы — это действительно передовой опыт в системе управления качеством окружающей среды в городах. Но, как обычно, здесь существуют свои нюансы. Реально она сможет заработать, только если в сводных расчетах по рассеиванию загрязняющих веществ будут учитываться и данные промышленных предприятий, и выбросы от передвижных источников — автотранспорта, а также выбросы от незарегистрированных источников, статистика по которым сегодня нигде не ведется. Речь идет об автономных источниках теплоснабжения, малых и средних, и печном отоплении. Также должно обязательно приниматься в расчет влияние на перенос загрязняющих веществ, которое оказывает незамерзающий Енисей, и вторичное загрязнение в весенне-летний период, когда накопленная за зиму на дорогах пыль поднимается в воздух проезжающим автотранспортом. Если все эти факторы начнут учитываться в сводных расчетах, тогда это будет действительно более или менее объективный инструмент оценки качества городского воздуха. Кроме того, необходимо удостовериться, что сводные расчеты проведены верно. А для этого нужно соотнести расчетные данные с фактическими через плотную наблюдательную сеть, в идеале через каждые полкилометра в городе должен стоять датчик или сенсор на определенное загрязняющее вещество и в режиме онлайн передавать информацию о загрязнении воздуха в программный комплекс. А уже программа будет сравнивать, что она насчитала по поступившим к ней от предприятий данным о загрязнении, с информацией о фактическом состоянии атмосферного воздуха, которая поступает от датчиков.