Красноярск ждет масштабная реновация

Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом собственная программа реновации может появиться еще в нескольких городах страны. Следующими на очереди стоят Екатеринбург и Красноярск. О сносе ветхого жилья и градостроительных планах новой администрации «Сибирскому дому» рассказал руководитель департамента градостроительства Олег Животов.

Олег Животов

На фото: руководитель департамента градостроительства Олег Животов.

— Олег Николаевич, какие направления градостроительной политики в первую очередь нуждаются в изменении?

— Среди ключевых — вопрос реализации нового генплана Красноярска. В нем заложены решения, которые планируется реализовать на перспективу следующих нескольких лет, до 2033 года, но этапы реализации генплана до сих пор нигде не прописаны. Это далеко не праздный вопрос, необходимо синхронизировать планы власти и строителей. Учитывая размер частных инвестиций в строительство жилья, которые ежегодно составляют порядка четырех миллиардов рублей, возникают обязательства муниципалитета по обеспечению новых районов инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой в сопоставимом объеме. Таких возможностей у бюджета на сегодня нет. Поэтому надо честно сказать — бюджет не может поддержать такие темпы строительства жилья.

Возможен честный вариант: если в рамках этапов выполнения генерального плана мы, например, планируем в течение ближайших трех лет осваивать определенные территории, а строители намерены осуществлять свою деятельность на площадках, до которых наши руки дойдут лишь через десять лет, то бизнесу предлагается самостоятельно вкладываться в развитие инфраструктуры. Застройщики должны будут строить школы, детские сады. Естественно, не безвозмездно. Когда мы дойдем до этой территории, бюджет будет готов выкупить эти объекты. Это простой и прагматичный принцип, соответствующий реалиям сегодняшнего дня. Неправильно привлекать жителей в новые районы, где нет детских садов, школ, поликлиник, магазинов и культурно-досуговых учреждений.

— Недавно сразу несколько проектов планировки левобережья были отправлены на доработку. Новые проекты должны появиться весной, какие изменения внесут в них разработчики?

— Ни для кого не секрет, как до сих пор у нас проводились публичные слушания и как горожане относятся к тем документам территориального планирования, которые были разработаны без учета их интересов. Действительно, недавние решения вызывали большое социальное напряжение. Сейчас нужно постараться исправить эту ситуацию, сделать так, чтобы проекты планировки поддерживало максимальное количество жителей, и сейчас мы этим занимаемся. При этом мы отдаем себе отчет, что удовлетворить интересы абсолютно всех невозможно, некоторые решения придется принимать волевыми методами: это касается участков, на которых пройдут коридоры для прокладки сетей, автомобильных дорог, запланировано размещение социальных объектов, то есть все то, что непосредственно связано с вопросами развития города на ближайшую перспективу. Но, безусловно, должен быть найден баланс публичных и частных интересов.

Николаевка

— Среди городских территорий, которые уже развиваются и где в ближайшие три года ожидают строительный бум, сейчас называют Николаевку. Пока в этой части города застройщики сами выкупают земельные участки у частников и размещают на них многоэтажные жилые дома. Как Николаевка будет развиваться дальше?

— По моему глубокому убеждению, Николаевка — это как раз та территория, на которой можно было бы обкатать механизм комплексного устойчивого развития территорий (КУРТ). Потому что кроме вопросов выкупа земельных участков у населения, освобождения площадок для социальных и инфраструктурных объектов здесь присутствует еще один фактор — почти вся территория Николаевки накрыта зоной охраны объектов археологического наследия. Это значительно увеличивает затраты на реализацию каждого проекта. Поэтому сначала нужно решить вопрос с этими объектами, а потом уже можно принимать для этой площадки решение о КУРТ. В рамках этого механизма администрация проведет оценку расположенных в Николаевке строений, определит инвестора, который и будет выкупать землю и расположенные на ней строения.

— Вопрос строительства школ и детских садов на площадках реновации будет решаться иначе, чем сегодня?

— В 2017 году изменилось законодательство в сфере градостроительной деятельности. Теперь застройщики, если они занимаются комплексным развитием территорий, обязаны или выделить на своей территории участки под школы и детские сады, или самостоятельно построить эти объекты, а затем муниципалитет их выкупит, когда средства на эти цели появятся в бюджете. Для муниципалитета это станет одним из рычагов градостроительной политики. Если компании строят на территории, до которой наши руки дойдут не раньше чем через пять лет, им нужно быть готовыми к строительству школ и детских садов. А мы, придет время, выкупим их. Тем более что сейчас из федерального бюджета с гораздо большей охотой выделяют деньги на выкуп готовых объектов, чем субсидии на строительство. При этом построенные объекты обязательно должны соответствовать определенным требованиям: строиться по типовому проекту, иметь определенную вместимость.

комплексное развитие территорий

— Еще недавно одним из самых перспективных районов города считались Солонцы 2. Однако все попытки администрации продать на торгах землю в этом районе не увенчались успехом. Будет ли администрация снова пытаться их продать?

— Развитие этого района сдерживает отсутствие коммуникаций. Чтобы он начал активно развиваться, сначала нужно обеспечить Солонцы 2 всей необходимой инженерной инфраструктурой и только после этого выставлять землю на торги. Для их создания требуются большие затраты. Если земля будет выставляться с точками подключения к сетям у границ каждого участка, застройщикам не придется ломать голову над тем, как обеспечить свои объекты теплом, светом и водой. А в том виде, в каком территория находится на настоящий момент, безусловно, она никому не интересна. Застройщики просто не хотят покупать кота в мешке. Главный вопрос — откуда должны поступить средства на обеспечение района коммуникациями. Для реализации этого проекта потребуются совместные усилия краевой и муниципальной власти.

— Можно ли что-то изменить на тех территориях, которые к этому моменту уже плотно застроены?

На таких участках теперь можно только попытаться нивелировать ситуацию. Из-за этих районов в емкости жилья могут пострадать соседние территории. Мы будем вынуждены эту плотность, которая сложилась в существующей застройке, делить с сопредельными территориями. Если там должна быть школа, но места для нее нет, будем искать площадку на сопредельных участках. Будем искать компромисс, задача это непростая, но вполне реализуемая. Я в этом абсолютно уверен.