Определены разработчики нового генплана Красноярска

В сентябре стали известны проектные организации, которые должны определить развитие краевого центра на несколько лет вперед. Формировать стратегию развития Красноярска будут институт «Гипрогор» из Москвы и «РосНИПИУрбанистики» из Санкт-Петербурга. И тот, и другой проектный институт хорошо знают в Красноярске.

На градсовете 26 сентября красноярские архитекторы, специалисты строительных и ресурсо­снабжающих организаций обсудили задачи, стоящие перед разрабочиками градостроительной документации 

Объявляя в августе конкурс на разработку генплана, главный архитектор Красноярска Андрей Макаров заметил: найдется совсем немного проектных организаций в стране, которым по силам подготовка документа такой сложности. Главным образом это старейшие институты из Санкт- Петербурга и Москвы.

В сентябре, подводя итоги конкурса, назвали победителей. Разрабатывать план развития Красноярска будет Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» из  Москвы, подготовку комплексной транспортной схемы доверили «РосНИПИУрбанистики»из Санкт-Петербурга. Как выяснилось, у победителей много общего.

Оба победителя  — старейшие институты; стране и даже образованы в  одном и том  же 1929 году. Оба имеют большой опыт подготовки градостроительной документации. За свою историю институт «Гипрогор» подготовил 800 генпланов российских городов, среди которых, например, план развития олимпийского Сочи. «Институт традиционно проектирует важнейшие возводимые в России объекты», — говорится на сайте организации. В  послужном списке «РосНИПИУрбанистики» градостроительные проекты для 700 регионов России и стран бывшего соцлагеря.

Оба института уже работали в  Красноярском крае. «Гипрогор» разрабатывал схему территриального планирования Красноярской агломерации. «РосНИПИУрбанистики», до  1991  года носивший название «Ленгипрогор», так и вообще автор действующего генерального плана Красноярска. Вместе эти институты работали над территориальной схемой Иркутской области и планом развития Сочи. И тот, и другой претендент победили в конкурсе с незначительным снижением цены. При начальной стоимости выполнения работ, установленной в размере 75 млн рублей, «Гипрогор» готов подготовить новый генеральный план Красноярска за 73 млн рублей и завершить работу в течение 355 дней. При начальной цене разработки комплексной транспортной схемы в 50 млн рублей «РосНИПИУрбанистики» будет готовить документ за 47,5 млн рублей. Этой же проектной организации предстоит разрабатывать для Красноярска и проект планировки улично-дорожной сети.

Кроме этих организаций на выполнение контракта претендовали краснодарский Проектный институт территориального планирования (выразивший желание заниматься разработкой генплана) и  Пермский национальный исследовательский политехнический университет (подавал заявку на  разработку транспортной схемы краевого центра). Но  и  тот, и  другой оказались не допущены до конкурса из-за несоответствия предоставленной документации необходимым требованиям. В итоге победа в обоих конкурсах досталась единственным участникам.

В том, что претендентов на  участие в  разработке генплана Красноярска оказалось немного,по  словам главного архитектора города, нет ничего удивительного. «Мы изначально очень жестко сформулировали условия участия в конкурсе, чтобы отсечь фирмы-однодневки, которых сегодня много на  проектном рынке», —  отметил Андрей Макаров.

Одним из пожеланий заказчика было привлечение при разработке конкурсной документации красноярских специалистов. Помогать московским проектировщикам в работе над генпланомбудет территориальный институт «Красноярскгражданпроект». В администрации рассчитывают на участие в подготовке документации красноярских архитекторов.

Чего ожидать от нового генплана?

Основные ожидания от  работы с  победителями на пресс-конференции, посвященной итогам конкурса, перечислил главный архитектор Красноярска Андрей Макаров. В  этом перечне сохранение рекреационных функций за енисейскими островами, вынос предприятий за городскую черту и размещение на их площадях жилых массивов. При этом за  некоторыми территориями, как уточнил Андрей Макаров, промышленное назначение планируют оставить, но вот про изводство на них должно появиться совершенно иное, экологически чистое. Необходимо в новом генплане заниматься и определением площадок для строительства храмов, ликвидировав таким образом сохранившийся до сих пор в генеральном плане пробел. Другой объявленной задачей для проектировщиков стало создание «компактного города» с достаточно высокой плотностью застройки.

Одним из результатов совместной работы, как рассчитывают в  администрации, должно стать и  изменение транспортной ситуации в  городе, освобождение обочин и  газонов от  стоящих на них машин.

«Нужно сокращать количество наземных стоянок, которые зачастую просто занимают проезжую часть. Создавать трех-четырехуровневые стоянки, как это делается во многих европейских городах,  —рассказал Андрей Макаров. — У  нас, как в Москве, могут появиться платные парковки. Вместе с генеральным планом города и проектом
планировки улично-дорожной сети мы заказали проектным организациям разработку правил землепользования и  застройки. Этот документ есть в задании и у разработчиков генплана, и у института, который будет заниматься подготовкой проекта планировки улично-дорожной сети».

Проект обсудят со специалистами и горожанами

Чтобы новый генеральный план не  повторил судьбу действующего плана развития, многие положения которого в итоге так и не были реализованы, процедура его подготовки предполагает проведение общественных опросов и  публичных слушаний.

«Насколько заложенные в генеральном плане положения затем будут выполнены, насколько новый генплан будет реалистичен, зависит в том числе и  от  нас с  вами, потому что горожане будут принимать активное участие в слушаниях. Если Красноярск будет выбран местом проведения Универсиады 2019  года, это также сделает решения нашего генплана более выполнимыми»,  отметил Андрей Макаров.— Причем выносить на обсуждение проект собираются не только после того, как работа над ним будет полностью завершена, но и на промежуточных этапах подготовки генплана.

Первое обсуждение генплана состоялось на градостроительном совете 26 сентября, когда представители победивших в  конкурсе проектных организаций выступили перед профессиональным сообществом. На  градсовете, в  состав которого на этот раз помимо архитекторов вошли специалисты ведущих строительных компаний и  ресурсоснабжающих организаций, обсуждали стоящие перед разработчиками задачи.

Как рассказал директор института «Гипрогор»Михаил Грудинин, в течение следующих нескольких лет в Красноярске предстоит подготовить пять документов. Кроме генерального плана, комплексной транспортной схемы и проекта планировки дорожной сети в этот перечень входят правила землепользования и застройки и инвестиционная стратегия развития города.

В ближайшее время администрация города собирается начать работу по  корректировке стратегии социально-экономического развития города. В  результате должен появиться новый взгляд на  перспективы развития Красноярска и  стоящие перед городом задачи. Как сказано в сообщении на сайте администрации, большое внимание в этом документе собираются уделить созданию комфортных условий для проживания орожан, предприятий с  высокой добавленной стоимостью и новых рабочих мест. Контролировать подготовку градостроительных документов будет специальная рабочая группа.

Вектор озеленения Красноярска

К обсуждению генерального плана развития города затем вернулись на  первом заседании комиссии по  градостроительной политике горсовета в  начале октября. На  этот раз речь шла о  заложенных в  плане развития города перспективах озеленения Красноярска. Действующим генеральным планом города, утвержденным в  2001  году, предполагалось двукратное величение зеленых массивов. Площадь зеленых насаждений общего пользования на момент разработки существующего генерального плана
составляла 476  га, на  каждого жителя города приходилось по  5,4  кв. м зеленых насаждений, притом что по  нормам этот показатель должен составлять 16 кв. м.

 

К сроку окончания реализации генерального плана площадь озеленения планировалось увеличить на  220  га (150  га зеленых насаждений должны были появиться на левом берегу города и  еще 70  га — на  правобережье Красноярска). На каждого жителя города должно было приходиться 11,6  кв. м зеленых насаждений. Однако эти планы так и остались планами.

«В последние несколько лет озеленению уделялось недостаточное внимание,  — отметил Андрей Макаров,  — в Красноярске есть немало примеров, когда рекреационные зоны выводились из обихода и превращались в зоны Ж.5 (многоэтажной жилой застройки высокой плотности) или ОД-1
(зона многофункциональной общественно-деловой застройки). Так, было изменено назначение нижней террасы Стрелки и  острова Молокова. Наша задача сегодня — вернуть городу эти территории».

Одной из  основных задач нового генплана Красноярска объявлено создание экологически чистого города. Реализовать эту задачу в  Красноярске собираются, создав единую систему озелененных общественных пространств: рекреационных зон, парков, зеленых бульваров и скверов.

«Мы все прекрасно понимаем, что экология определяет качество и продолжительность жизни горожан, — сказал Андрей Макаров.  — В задании на  проектирование, которое мы выдали разработчикам генплана, значится сохранение островов как зон рекреации, отдыха и занятий спортом горожан. Кроме островов и набережной нам очень хотелось бы, чтобы зеленые массивы проникали в  существующую городскую среду. Разбавляли каменные постройки, превращая их в понятную, красивую и экологически более приемлемую для жизни среду».

Высокую плотность застройки на  Взлетке, по  словам главного архитектора Красноярска, необходимо разбавить, создавая на этой территории парки. «Этот проект его разработчик — проектный институт «Гражданпроект» — в ближайшее время должен закончить, и  мы также вынесем его на обсуждение. В парке имени 400‐летия Красноярска сегодня уже ведется работа, высаживаются деревья, предполагается сделать это зоной спокойного отдыха», — рассказал Андрей Макаров.

Причем, по словам главного архитектора, необходимо максимально ускорить момент появления на этих территориях парков и скверов. Для этого при создании парков должны применяться новые технологии, высаживаться деревья-крупномеры. «Если мы высадим саженцы высотой 3–4 метра, то уже через несколько лет получим полноценные парки и скверы для отдыха горожан, — отметил главный архитектор Красноярска, —  но  для этого нам сначала нужно решить вопрос с землей, откорректировать правила землепользования и застройки, наметить красные линии. Со­здать основу для решения всех этих вопросов».

Следующее обсуждение генерального плана должно пройти уже в декабре нынешнего года, когда будет подготовлена общая концепция развития транспортной схемы. Полностью генплан застройки Красноярска собираются представить на обсуждение горожан на публичных слушаниях в 2015 году.



Источник: Журнал"Сибирский дом"№10(117) октябрь 2013