Статьи по строительству, ремонту, дизайну и отделке

ERP-системы на службе у строителей

17 июля 2013   496

Значение грамотного учета в строительстве переоценить сложно. От того, как на предприятии налажен контроль над производственными процессами, зависят и сроки выполнения работ, и производительность труда, и затраты, которые компания понесет на строительный объект. До сих пор программные продукты в строительстве применялись для решения локальных производственных задач. Между тем, уже сегодня существуют системы планирования ресурсов, объединяющие учет всех подразделений в единую базу данных. ERP-система – это единая программа, которая позволяет увидеть план-график СМР, наличие на складе материалов и комплектующих, учитывать загрузку бригад и оперативно формировать любую отчетность. Внедрением подобных учетных систем в нашем городе занимается компания «Катран ПСК», официальный представитель 1С в Красноярске.

На сегодняшний день в послужном списке компании «Катран ПСК» реализация успешных проектов в крупных строительных компаниях «Стимул» (Новокузнецк), «СибЛидер» (Красноярск). В настоящее время «Катран ПСК» завершает проект в Кемерово и проводит проектное обследование строительного предприятия из Новосибирска, в штате которого работает более 1200 человек.

«Наш опыт внедрения программы на предприятиях говорит о том, что одного универсального подхода, подходящего абсолютно для всех строительных компаний, не существует, - рассказывает руководитель проектного отдела ООО «Катран ПСК» Сергей Бирюков. - На разных предприятиях и набор задач, и предлагаемые решения будут разными. Просто потому, что в разных компаниях отличается культура производственного планирования. Одни планируют детально, другие нет, кому-то интересно видеть затраты на транспорт, где-то в производственную цепочку встроен ЖБИ и его необходимо учитывать. Внедрение программы зависит и от масштаба компании. Компания, в которой работают четыреста человек, автоматизируется по-другому, нежели та, где численность коллектива составляет тысячу человек. По имеющейся у нас информации, на сегодняшний день программный продукт «1С:Управление строительной организацией» куплен половиной крупных предприятий края, но даже там, где эта система установлена, возможности ее используются далеко не в полную силу, потому что внедрять ее умеет не так много компаний. Для успешного внедрения системы необходимо глубокое понимание строительной специфики, чтобы наиболее полно решить проблемы предприятия при помощи программы».

Ключевые проблемы

С какими ключевыми проблемами помогает справиться внедрение информационной системы? Во-первых, программа позволяет по-новому выстроить систему закупок. Сегодня снабженец, имея на руках два листа проектной документации, покупает материалы только на следующую неделю. С внедрением программы у него возникает четкое понимание, как будут расходоваться материалы, и это позволяет производить закупки на весь проект. В результате удается полностью устранить такой момент, как отставание по срокам выполнения работ из-за недопоставки материалов.

Во-вторых, программа позволяет изменить взаимодействие прорабов с бухгалтерией. Сейчас прорабы раз в месяц подсчитывают объемы выполненных работ, с момента установки программы они начинают вносить в систему объем выполненных работ, ежедневно находясь на объекте. Списание материалов, учет в графиках происходит автоматически. Эту информацию оперативно получает бухгалтерия. И если где-то произошел перерасход, он станет заметен сразу же. Еще один вопрос, на который позволяет получить ответ программа: насколько рентабельно содержание автотранспортного цеха. Программа показывает затраты на весь участок, зарплату и ГСМ, а также те расходы, которые предприятие несет на привлечение подрядчиков. Возможно, для предприятия выгоднее не иметь собственного транспортного цеха и привлекать для выполнения работ подрядчиков со стороны. Использование программы существенно облегчает принятие аргументированных управленческих решений.

Чтобы понять, какой объем работы по проекту выполнен на определенном этапе, в обычной ситуации руководителю приходится запрашивать данные у нескольких отделов. И если каждое подразделение ведет свой собственный учет, руководитель предприятия может получать противоречивую информацию. В том случае, если вся информация сразу собрана в единой программе, подчиненные лишаются возможности манипулировать данными.

С внедрением программы кардинальным образом меняется качество планирования и прогнозирования. Становятся невозможны такие ситуации, когда в разгар сезона вдруг выясняется, что бригада бетонщиков простаивает, потому что на одном из объектов работы уже завершились, а на другом начнутся только через три недели. У руководителя не возникает вопроса, какой объем средств поступит от инвесторов в ближайший месяц. Появляется возможность спрогнозировать стоимость выполнения проекта. Существующие сегодня методы оценки затрат на проект не позволяют получить точной картины, потому что опираются на устаревшие нормативы и не учитывают современные материалы и технологии. «С установкой системы перестраивается взаимодействие между отделами компании, - рассказывает генеральный директор ООО «Катран ПСК» Константин Шнайдер. - Появляется другая отчетность, специалисты по-другому относятся к процессу взаимодействия. Теперь все знают, что к определенной дате должны поступить все наряды от прорабов, и если этого не произойдет, то прорабов ожидает штраф. Никто не спрашивает, какой план продаж, потому что он есть по регламенту». При этом, подчеркивают специалисты компании «Катран ПСК», сама по себе программа не может считаться панацеей. На предприятии изначально должны быть грамотно выстроены производственные процессы, а программа лишь служит гарантией того, что от них не отступят.

«Внедрение системы – серьезный шаг, - объясняет Константин Шнайдер, - проект внедрения системы, как правило, занимает восемь месяцев, из них пять уходит на подготовку к установке программы и еще три на то, что называется опытно-промышленной эксплуатацией: сотрудники компании начинают работать с программой, но при этом мы продолжаем обеспечивать техническую и консультационную поддержку». В том, что строительных предприятий, использующих ERP-системы, со временем будет становиться все больше, сомнений не возникает. Рентабельность строительного бизнеса в настоящее время не такова, чтобы не замечать перерасход на отдельных участках. В изменившихся условиях конкурентные преимущества на рынке получит тот, кто первым решится на перемены, и не только решится, но начнет внедрять систему учета ресурсов, сокращая затраты и время, потраченное на выполнение работ.

Источник: Журнал Сибирский дом, июнь 2013 г.  

 
Копирование текстов и фотографий, цитирование материалов портала Sibdom.ru и журналов «Сибирский дом», «СИБДОМ-Недвижимость» возможно только в случае указания источника и размещения активной ссылки на портал: <a href="http://www.sibdom.ru">Строительный портал Sibdom.ru</a>

Статьи этого раздела: