Архитектор Леонид Чернышёв | Столетние образцы ближневосточной античности

В первый понедельник октября зодчие всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Встречаясь, они обсуждают результаты проделанной работы, чествуют юбиляров, устраивают диспуты, выставляют на обозрение коллег свои проекты… Уместно в этот день обратиться к культурным истокам человечества, вспомнить архитекторов прошедших времен. Ведь, как известно, без прошлого нет настоящего… В нынешнем мире все переплетено: былое и бытующее, космополитическое и этническое. Образцы этнического модерна в Красноярске можно пересчитать по пальцам, и все они созданы архитектором Леонидом Чернышёвым почти сто лет назад. И хотя всем постройкам чуть меньше века, в их очертаниях проглядывается архитектурная вечность древнего Востока. Это символично, ведь истоки нынешней цивилизации оттуда.

Узы художественного братства

Красноярский краевой краеведческий музейБудущий зодчий родился 15 (28) мая 1875 года в селе Сухобузимо Енисейской губернии в семье зажиточного крестьянина и дочери священника. В 1889 году Чернышёвы перебрались в Красноярск, где во время учебы в гимназии юноша сближается с художниками Каратановым и Рудченко, разделяя их увлечение рисованием и живописью, поддержанное Суриковым, который знал Леонида с детских лет. Именно по его совету Чернышёв осенью 1892 года едет учиться на архитектора в Москву. Учеба и участие в работах по строительству гостиницы «Метрополь» под водительством маститых мэтров расширила палитру и возможности молодого зодчего. Знакомство с Врубелем и другими художниками «Мира искусства», патронаж архитекторов Кекушева и Валькота не могли не сказаться на творческом становлении молодого зодчего. Полон творческих замыслов, он вернулся в родной Красноярск.

Древнеегипетские инкрустации

Как всякий романтик, Чернышёв был очарован древним Востоком. В его творчестве красной нитью проходят ориентальные мотивы, в особенности египетские, магрибинские и месопотамские. Ближневосточная тематика пронизывает все объекты Чернышёва — таких в историческом центре Красноярска всего шесть. Одни из них выпуклы фактурными фасадами — как здания Краеведческого музея, Купеческого собрания, особняка Ицына и собственного дома художника. Оставшиеся два вписаны в единую фасадную линию проспекта Мира — здания нынешнего Художественного института и Дома пионеров (в прошлом «Гранд-Отеля») — тоже вполне в египетском стиле. Всюду на фасадах и кровлях красуется типичный нильский декор: лотосы на плафонах и орнаменты на пилонах, объемные пирамидки и набалдашники на крышах. Притом все здания отмечены типичными для модерна плавной текучестью линии и приглушенностью цвета — единый узнаваемый стиль с элементами ориентальной стилизации.

Немного Солнца у холодной воды

Еще точнее — нильского солнца у енисейской воды. Особенно впечатляюще и парадоксально музейное здание работы Чернышёва смотрелось зимой — Енисей тогда еще замерзал. Здание городского музея на набережной Енисея стало визитной карточкой архитектора и самого крае ведения.

Основанный еще в 1989 году, музей располагался в доме Крутовского, а нынешнее свое здание окончательно обрел спустя сорокалетие. И хотя проект Чернышёва победил в конкурсе еще в 1913-м, завершению строительства помешали войны (Первая мировая и Гражданская) и связанные с ними разруха и бедствия. Здание было отдано под солдатские казармы, сильно повреждено пожаром 1920 года и окончательно восстановлено лишь в 1928-м.

Среди конкурсных вариантов, идущих от стилизации форм чумов, юрт, Второго Столба и прочих, чернышёвский проект выгодно выделялся. Здание музея явилось наиболее полной и цельной стилизацией на египетскую тему, его можно назвать «первым экспонатом» музея, который одновременно является и своеобразным памятником мастеру.
Здание стилизовано под древний храм, с характерными строгими геометрическими формами и традиционными «плоскими» изображениями бытовых и жанровых сцен.

Начавшаяся в середине 1980-х перестройка прошлась и по историческому зданию, причем в прямом смысле. Поменялось не только окружение, но и геометрия самого здания: в квадрат из четырех пилонов вписана «пятая точка» — жестяная кровля с фонарем, а соседний склон отстроен террасами хранилищ. Архитектурный облик памятника, по общему мнению, максимально сохранен. Впрочем, здание так зажато соседними, что это вряд ли разглядит неспециалист.

Здание КГХИ Красноярский тетр им. А.С. Пушкина

Двести метров древнего Египта

Крупное здание с глубокими подвалами и просторными интерьерами, компактно встроенное в единую фасадную линию улицы, было построено в 1914-м. Заказчиком выступила епархия, намеревавшаяся разместить здесь доходный дом — для сдачи в найм. Удивительно то, что православная церковь не отмела языческие — египетские — мотивы в архитектуре и декоре здания.

За почти вековую историю здание населяли представители всех каст общества. Здесь квартировала воинская часть, базировался армейский штаб, до начала 70-х здание занимали партийные, советские и общественные организации. Сейчас большую часть площадей и объемов занимает КГХИ. Впрочем, первые этажи по всей линии фасада во все времена вмещали магазины — доходный дом все-таки…

Здание — одно из наиболее протяженных в центре Красноярска, простирающееся фасадом почти на двести метров. При этом оно не выглядит громоздким за счет архитектурной пластики, а именно акцентирования на центральной части с огромным полуциркулярным оконным проемом, который обрамлен гранитными блоками, и ризалитов, также разбивающих монотонность длинного линейного фасада. Оно не массивное, а масштабное, что умело подчеркнуто ритмом, задаваемым шестью слегка выступающими ризалитами. Монотонность раздроблена и двухцветной окраской штукатурки, разнообразием форм дверных и оконных проемов, линией вертикального завершения и декором фасада. Тимпан «гребня волны» над главным окном заткан «ковром» из цветов лотоса. Пара многолепестковых его цветков рельефным рисунком изображена отдельно. Волнообразный карниз сверху венчают две полуфигуры сфинксов. Все три блока фасада «держат» шесть одноосных ризалитов, слегка сужающиеся кверху и переходящие в высокие тумбызавершения, что усиливает ощущение перспективно-иллюзорной масштабности всего сооружения и благоговейные коннотации с храмами Долины Царей. Древний Египет во всей красе…

Красноярск продолжает расти и развиваться. Строятся новые здания, жилые дома, современные офисно-деловые центры. Задача сохранения и гармонического включения памятников архитектуры в современную застройку становится важной градостроительной проблемой. Ведь объекты культурного наследия — это «визитная карточка» города, это наше прошлое, наша история.

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский дом» №10 (82), октябрь 2010 г.