Схема большого будущего | Красноярская агломерация

Как использовать возможности большой территории, чтобы создать среду, благоприятную для жизни, отдыха и инвестиций? Ответ на этот вопрос должна дать схема территориального планирования красноярской агломерации, подготовкой которой занимается Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (Москва). Хотя работа над документом, направленным на рассмотрение в правительство Красноярского края, продолжается, его обсуждение проходит на разных уровнях. На «круглом столе», который прошел в Доме архитектора, предложенное москвичами будущее большого Красноярска рассмотрели проектировщики.

Для развития семи муниципальных образований, входящих в состав красноярской агломерации, Красноярска, Сосновоборска, Дивногорска, а также Емельяновского, Березовского, Манского и Сухобузимского районов, прежде всего, необходимо сосредоточиться над решением проблем центра агломерации — Красноярска.
На вопрос, что нужно, чтобы большой Красноярск стал по-настоящему комфортной для жизни средой, специалисты московского «Гипрогора» отвечают: уменьшить плотность городской застройки, выводить промышленные производства за границы города и создавать современную транспортную схему.

Точки для роста

Схема большого будущегоКрасноярску в этом будущем предназначена роль инновационно-внедренческого центра международного уровня. Вторым полюсом развития инноваций в составе агломерации, по мнению специалистов «Гипрогора», мог бы стать Железногорск. Город, официально не входящий пока в состав красноярской агломерации, но располагающий нужным потенциалом, чтобы стать инновационной площадкой.

Для краевого центра, которому давно тесно в своих границах, на новой карте большого Красноярска определены перспективные направления развития. Принять переселенцев из мегаполиса, желающих поменять шум и суету большого города на размеренную жизнь в собственном доме, может площадка севернее Шуваева. Согласно подготовленной «Гипрогором» концепции, здесь может проходить жилищное строительство в рамках федеральных программ.
Впрочем, для этой площадки, которая в концепции называется территорией опережающего развития, у москвичей есть другое назначение. Близость к перспективным производственным территориям и инженерным коммуникациям «Крастяжмаша» позволяет говорить о существующем у площадки севернее Шуваева инновационном потенциале.

Но при этом параллельно с опорной схемой территориального планирования большой агломерации, подготовленной москвичами, идет разработка и утверждение отдельных планов территорий силами красноярских градостроителей. Те же, например, Емельяново, Элита, Дрокино готовы поделиться своими идеями и предложениями, которые сбрасывать со счетов было бы неправильно. Столичные проектировщики-разработчики составляли свой проект, находясь за пять тысяч километров от Красноярска, недолгие командировки едва ли могли дать им полную картину. Поэтому они вряд ли так хорошо ориентируются в особенностях нашей территории и владеют столь подробной информацией, которая име‑
ется в районах края. Например, предложение «Гипрогора» развивать Красноярск в направлении вдоль Енисейского тракта и построить на площадке Шуваева фактически город-спутник вызывает ряд вопросов. Логичнее было бы развивать западное аправление, более экологически чистое и благодаря этому лучше подходящее для малоэтажного строительства.

Главное — не навредить

По оценкам специалистов, состояние экологии Красноярска оставляет желать лучшего, краевой центр входит в пятерку самых загрязненных городов России, между тем уровень городского озеленения в Красноярске в 2,5 раза меньше нормы. Все это определило экологическую направленность проекта схемы территориального планирования.

Кроме сохранения лесных массивов, которым отводится роль зеленого буфера между городом и пригородной застройкой, в документе предлагается наращивать и формировать природно-экологический каркас города. Для этого потребуется преобразовывать леса вокруг Красноярска в лесопарки и проводить реконструкцию территорий, пострадавших от хозяйственной, а вернее, бесхозяйственной деятельности человека.
Градостроители надеются, что все это позволит создать благоприятную среду для жизни.

В красноярской агломерации предприятия будут сконцентрированы на специально отведенных для этого территориях. Принять переезжающие из города производства должны площадки бывшего экскаваторного завода, продолжением промышленной зоны в концепции называется северо-восток агломерации, один из заводов сможет принять
Сосновоборск. Кроме того, под эти целиможно задействовать территории Березовского района.

Отдельной темой обсуждения стала судьба правобережья Красноярска. Его застройка, которая долгое время велась бессистемно, теперь, в рамках большого проекта красноярской агломерации, наконец сможет происходить на более разумном основании. С правого берега предлагается убрать стоящие там базы, перевезти грузовой порт в район мультимодального транспортного узла, создающегося на базе Ермолаевского затона. На эту же площадку должен переехать судоремонтный завод.
С тем, что нужно заняться санацией правого берега, освобождать его от неработающих промышленных предприятий, никто не спорит. Но что именно должно появиться на месте сносимых производств? Понятно, что земля, долгие годы занимаемая фабриками и заводами, не может быть благополучной. Ни о каком жилищном строительстве и речи не идет потому, что для этого потребовалось бы решить вопрос с критическим состоянием почвы, воздуха и воды. Все эти затраты, вложенные в стоимость квадратного метра, сделали бы его золотым. И может ли вообще на правобережье Красноярска строиться жилье? Этот вопрос вызвал споры среди архитекторов. Москвичи предложили ограничить новое строительство на правом берегу не только из-за плохой экологии отдельных районов, но и для разгрузки транспортной системы.
По мнению красноярских проектировщиков, освободившуюся от промышленной застройки правобережную набережную Енисея можно застраивать жилыми комплексами. Жилье на берегах рек, расположенных на видовых площадках, самое дорогое — такова мировая практика.
— На правом берегу остались оборонные предприятия, которые не могут быть никуда перенесены. И здесь же много баз, их обязательно нужно выносить с этой территории, — объясняет красноярский архитектор Юрий Суздалев. — Наверное, правобережье от жилья нужно освобождать, а землю рекультивировать.

Для строительства жилых домов на месте бывших предприятий потребуется снимать грунт на глубину 20 метров. Если же будет высвобождаться набережная, на этом месте смогут размещаться жилые комплексы.

Дороги и идеи

Повторит ли пригород судьбу Красноярска зависит от того. насколько проработанной окажется новая транспортная схемаВпрочем, ни о каком новом качестве жизни можно не мечтать, если не решить транспортную проблему. В Красноярске сегодня на тысячу жителей приходится примерно 300 автомобилей, через несколько лет, по прогнозам, это соотношение должно составить 500 автомобилей на тысячу жителей. Повторит ли пригород судьбу Красноярска, часами простаивающего в пробках, зависит от того, насколько проработанной окажется новая транспортная схема.

В мегаполисе, где все больше автомобилей и все меньше пешеходов, проблема загруженности дорог может быть решена только комплексно. И схема, которую предлагают москвичи, нацелена на реконструкцию магистралей, кое-где дополненную участками нового строительства.

С ежедневной миграцией жителейпригорода на работу в Красноярск и домой способна справиться только развитая сеть дорог. У градостроителей есть предложения, как это сделать. Так, освободить дорогу Сосновоборск — Железногорск от части следующего по ней транспорта поможетстроительство новой трассы севернее существующей и моста в районе Железногорска. Жители Железногорска смогут попадать в город через левый берег Енисея. Для красноярцев же существенный плюс в том, что мосты «777» и «Октябрьский» будут освобождены от следующего из закрытого города транспорта.
Чтобы облегчить участь дивногорцев, каждый день направляющихся на работу в Красноярск, предлагается построить участок дороги от Дивногорска, который проходит вдоль линии ЛЭП, с выходом на северный обход города. Главная цель появления этой трассы — дать возможность работающим в Красноярске жителям Дивногорска, минуя общую трассу через плотину по дороге вдоль ЛЭП, через Минино и Элиту попадать в город на левом берегу. Эта дорога будет выполнять и роль обхода для транзитного
транспорта.

Конечно, желание связать большую территорию транспортными кольцами верное, но вопрос в том, насколько это реально. Вызывает сомнение экономическая обоснованность предложения, ведь вести дорогу через горы — деловесьма затратное. И насколько вообще
оправданно строительство потенциально загруженной трассы вдоль ЛЭП, где возможно воздействие на автомобилистов магнитных полей? Эти темы ещё стоит обсуждать.

Для развития жилищного строительства на находящейся на северо-востоке города площадке севернее Шуваева потребуется строительство дороги на Шуваево, проходящей параллельно Енисейскому тракту. Что касается Красноярска, то схема пространственного развития предполагает строительство в городе большого числа транспортных развязок для создания сети магистралей непрерывного движения.

Надежды на увеличение транспортной доступности связывают с запуском линии наземных электричек. Именно этот вид транспорта должен объединить отдельные, далеко друг от друга стоящие площадки большого Красноярска. Так, в схему москвичей попал красноярский долгострой — линия метро. Предлагается продолжить схему метрополитена поверхностной линией «легкого» метро до площадки севернее Шуваева, на которой должна разместиться жилая застройка. Кроме того, линия электрички протянется до аэропорта через университет и до Сосновоборска и Железногорска параллельно железной дороге.

Воздушная переправа

Доставку людей и грузов в труднодоступные территории края могли бы взять на себя дерижаблиПерспективным способом транспортного сообщения с внешними территориями считают воздушный. Доставку людей и грузов в труднодоступные территории края могли бы взять на себя дирижабли. Предложение москвичей освоить для дальних перевозок новый, а вернее, хорошо забытый вид транспорта у архитекторов удивления не вызвало. Ведь слышат они об этом уже не первый раз, нынешнее обсуждение проекта территориального планирования уже второе по счету. Кстати, идея использования дирижаблей в Москве довольно популярна, там «воздушные вездеходы» применяются для регулировки движения на московских улицах.
Для строительства дирижаблей в агломерации условия есть, для этой цели предлагается использовать заброшенные ангары в поселке Подгорном рядом с Сосновоборском. То, что продукция выпускающего дирижабли завода окажется востребованной, у специалистов сомнений не вызывает. Уже существует предложение использовать эти аппараты для нужд пожарных и МЧС, перевозки туристов и транспортировки леса.

Специалистами московского института проведена большая работа — таким был общий вывод собравшихся на «круглом столе» в Доме архитектора. Но это только второй, промежуточный, этап работы над проектом схемы территориального планирования большого Красноярска. Подготовка получившего одобрение проектировщиков проекта продолжается.

В августе состоится следующая ступень обсуждения, на которую пригласят представителей вошедших в агломерацию муниципальных образований. Именно им предстоит внести свои предложения. Не исключено, что некоторые представленные сейчас идеи либо претерпят кардинальные изменения, либо от них вообще придется отказаться.

В завершенном виде схема территориального планирования и функционального зонирования территории красноярской агломерации будет представлена разработчиками в ноябре 2009 года.

Татьяна Крупко

Источник: Журнал «Сибирский дом» №7(69), август 2009 г.