Керамический рай в Болонье | Выставка строительных материалов

Керамическая плитка и керамогранит - настоящие хиты среди всех известных сегодня отделочных материалов, утверждают дизайнеры. Диктуют моду в этой области преимущественно итальянские и испанские производители. Каждый год на керамической арене появляется нечто необыкновенное, невиданное. Мягкая элегантность и теплые новшества - вот ключевые керамические тенденции, которые были заявлены на прошедшей недавно выставке "CERSAIE 2008". Директор компании "Студия плитки" Виталий Андриянов побывал на ней и поделился с нами своими впечатлениями.

Уже на протяжении 26 лет CERSAIE, крупная выставка санитарной и строительной керамики, собирает в Болонье огромное количество специалистов и обычных покупателей. За эти годы масштаб её значимости намного увеличился, и сегодня выставка больше напоминает шоу актуальных тенденций, отражающих изменения в современном декоре и оснащении приватных помещений.

В окрестностях Болоньи находятся богатые залежи глины и песка, что способствовало бурному развитию керамической промышленности. К северу от Болоньи, ближе к городу Модена (Modena), есть центр Сассуоло (Sassuolo), в котором сосредоточено примерно 95% производителей керамической плитки всей Италии. Такая специализация территории выгодна как покупателям, так и производителям. Сами итальянцы говорят, что на качество керамики влияет не только сорт глины и географическое происхождение воды и песка, но даже погода, температура воздуха и влажность.

Не случайно именно в Болонье, по праву считающейся керамическим центром Италии, ежегодно в октябре проходит крупнейшая в Европе выставка керамической плитки и сантехники "Черсайе" (CERSAIE). CERSAIE 2008 - это одно из самых ярких событий в своей отрасли. Выставка предоставляет каждому гостю великолепную возможность увидеть и оценить инновационные продукты отрасли, результаты технологических экспериментов и поиска в сочетании эстетики и качества, идеи воплощения новых технологий в повседневную жизнь. Более тысячи компаний и фирм из разных стран мира продемонстрировали новые коллекции керамической плитки, керамогранита, сантехники и мебели для ванных комнат. Отсюда они идут на экспорт во все страны мира, включая Россию.

"Сегодня керамическая плитка столь же убедительно может подчеркивать успешность, состоятельность домовладельца, как дорогой паркет или шикарная дверь, - отметил Виталий Андриянов, директор компании "Студия плитки". - Как никакой другой материал, она свидетельствует о вкусах и достатке хозяев, поскольку новые коллекции плитки появляются не реже двух раз в год и над этими коллекциями нередко трудятся такие мастера мировой моды, как Kenzo, Versace, Patricia Gucci, Valentino, Laura Biagiotti и многие другие".

Керамическая плитка - настоящее поле деятельности для дизайнерских идей, поскольку это весьма универсальный материал с богатейшей палитрой фактур и цветов, и используется она сегодня уже не только как отделочный материал для ванной. Например, для отделки поверхности пола и стен дизайнеры предложили коллекции плитки в природных тонах и разнообразных фактурах, имитирующих дерево, сталь и кожу. Что же касается размеров плитки, то вытянутая наподобие паркетной доски, пропорции которой могут варьироваться от 1:4 до 1:10, вот уже два года держит уверенные весомые позиции.

Так же велик спектр отделочных материалов для оформления классических ванных комнат, поскольку именно этому стилю удается всегда присутствовать на выставке Cersaie, то в виде мозаик на тему дамасских набивок и экзотических цветов, или же в виде плитки необыкновенной текстуры, неотличимой от натурального сланца, песчаника и травертина.

керамическая плитка в интерьере керамическая плитка в интерьере

Что сегодня в моде?

Часть производителей не стала тратить усилия на выпуск новинок, сосредоточившись на том, чтобы довести до идеального состояния разработки предыдущего года - расширить цветовую гамму и размерный ряд, найти новые способы использования плитки. Таким образом, актуальными остались модные цветочные панно, фотопринты и другие прошлогодние тенденции. К ним добавилось, пожалуй, только массовое производство мозаики различных видов - вплоть до ее нарезки и применения различных материалов разнообразной фактуры. Сейчас керамическая мозаика используется не только как нюанс интерьера, но и в качестве бордюра или даже целого панно.

Увлечение "натуристическими" мотивами и возврат к истокам, то есть к природе и всему, что с ней связано, воплотились в коллекциях 2008 2009 гг. Тема фауны стала изюминкой "модных показов" керамического гранита и плитки, что еще раз подтвердило устойчивый интерес производителей к природе, флористике и общие тенденции в моде на ближайшее время. Непререкаемая классика стала другой тенденцией, ознаменовавшей возвращение к истокам. Ничто так не греет душу современного человека, выросшего в урбанистическом обществе, как античность и ренессанс. Две эпохи в истории искусства, разделенные веками серости и пресности, беспроигрышно вызывают интерес современной публики.

Среди основных тенденций сезона 2008 2009 особое внимание уделено имитации камня. Оникс - весьма популярная тема в дизайне керамической плитки. Сразу несколько итальянских фабрик представили новые коллекции с имитацией камня этой породы на выставке "CERSAIE 2008".

То же можно отнести и к металлу - в этом году все фабрики, которые не успели выпустить коллекции керамической плитки, имитирующие металл, за последние три года, наконец то их выпустили. А все фабрики, которые металл выпустили раньше, перешли к большим размерам и экстравагантным техникам: металлическая ткань, фактурный металл, металл с геометрическим рисунком, ржавый метал и даже дерево с вкраплениями металла. "Если бы кто то решил представить историю развития керамического дизайна в виде череды определенных этапов, то наши дни можно было бы с уверенностью обозначить как время имитации всевозможных материалов, - делится Виталий Андриянов. - Законы восприятия смещаются, керамика перестает быть сама собой и приобретает обличие дерева, металла и ткани. Настоящее ржавое железо в ванной комнате вызовет скорее неприятие, однако его керамический "заменитель" станет смелым и современным акцентом интерьера".

Что касается дерева, на сегодняшний день у каждой уважающей себя фабрики есть коллекции керамической плитки, имитирующие его фактуру. До сих пор эта идея популярна благодаря своей практичности: вы кладете якобы дерево (паркет, паркетную доску и пр.) и радуетесь теплу в интерьере, при этом наслаждаясь всеми прелестями удобства ухода за керамической плиткой.

Согласно последним тенденциям моды, плитка должна не полностью имитировать дерево, а лишь напоминать его структуру. В представленных коллекциях использованы самые востребованные на рынке цвета - венге, дуб, береза и темный орех. Для декорирования можно использовать вставки с орнаментом в виде золотых листов, шахматную мозаику и бордюры в виде золотой волны.

И ткани в очередной раз празднуют триумфальное возвращение в интерьеры. Сейчас в текстиль одевают не только окна и мягкую мебель, но даже стены. Эта новость не прошла мимо производителей плитки. Научившись прекрасно имитировать внешний вид самых разных материалов, керамическая промышленность увлеклась текстилем. Эксперимент удался. Теперь у керамики точно есть шансы покинуть пределы ванных комнат и продвинуться вглубь жилых зон. Особенно если учесть, что все большее распространение получают панно и декорация плитки картинами мифологической тематики, которые печатаются специальными принтерами и наносятся глазурью. Художественные панно, напоминающие о старой парче и гобеленах, демонстрируют желание сделать более нарядным интерьер любых помещений.

Возвращение к природе

Природная тема сама по себе не нова, дизайнеры пытаются использовать растительные мотивы в оформлении плитки уже не первый год, но именно сейчас этой темой увлеклись многие. Отчетливо проявились тона, знаменующие обращение к природе, это золотистые и медовые оттенки, мягкий колорит морских водорослей, имитация пробки.

Благодаря стремлению к достоверной передаче природной красоты появляются удивительные коллекции с новыми фактурами крупных цветных фотографий настоящих цветов на поверхности крупноформатного керамогранита и новые коллекции керамической плитки с цветочным декором. Сейчас плитка с цветочными мотивами используется как яркий акцент по отношению к фоновой плитке, однако и стена, целиком выложенная цветами, актуальна как никогда.

Оптические иллюзии

Все последние годы дизайнеры изо всех сил стараются, чтобы плитка совсем не походила на саму себя. В этом году у многих фабрик появилась плитка с геометрическими рисунками, причем такими, от которых может начать кружиться голова. А используя метод неравномерного распределения глазури и компьютерный способ нанесения рисунка, фабрики добились появления на керамике оптических эффектов. Также у многих фабрик появилась глянцевая плитка с почти зеркальной поверхностью, способная отражать предметы и людей.

Некоторые же производители керамической плитки решили, что обычные плоские стены - это слишком банально. Они предлагают инновационную "3 D плитку". Визуальный эффект здесь строится на сочетании различных цветов, объемов и форм.

керамическая плитка в интерьере керамическая плитка в интерьере

Классический шик

На "CERSAIE 2008" было представлено много новинок в классическом стиле. А в среде производителей керамической плитки и сантехники упорно циркулируют слухи, что господствующий в последние годы минимализм доживает последние дни, и грядет возращение барокко, для которого характерна пышность и роскошь. Если же лаконичные коллекции и останутся, то будут, безусловно, дополнены лирическими мотивами классики.

"Особняком стоят коллекции итальянских фабрик, пропитанные духом викторианской Англии, - рассказал Виталий Андриянов. - Цветовую палитру составляют глубокие и насыщенные оттенки бордового, зеленого и синего, а в качестве основных декоративных элементов использованы вертикальные полоски, бордюры с узором и мелкие цветочки, имитирующие рисунок обоев". Изысканно и благородно смотрится керамическая плитка с небольшим форматом, позволяющим создавать сложные геометрические рисунки. Изначально такую плитку использовали для создания орнаментов в средневековых церквах, монастырях и домах аристократов. Более широко она стала применяться в 30 е годы XIX в., когда на трон взошла юная Виктория, и до сих пор является одним из символов той эпохи, признаком богатства и хорошего вкуса.

Стиль восемнадцатого столетия - цветочные орнаменты, волны и образы круга - взят на вооружение производителями. Большинство компаний демонстрирует заново открытый романтизм, робкий и наивный. Не обращаясь к агрессивным цветам, дизайнеры заново открывают простоту, которая делает керамические изделия идеальными для нового творческого поиска.

Размеры становятся все больше и больше

Материалы стали доступны в невиданном доселе диапазоне размеров - форматом 60х60 уже никого не удивишь. 40х80, 50х100, 120х120 - скоро будет достаточно всего одной плитки, чтобы застелить весь пол на кухне. В таком большом формате сам термин "плитка" звучит как то мелко. По вертикали, от пола до потолка, на облицовку стены в квартире потребуется всего две три плитки, необходимо будет вывести всего пару межплиточных швов. Пестрота или геометрия сетки швов, неизбежная для плиточной облицовки, практически сводится на нет. Тем более что большинство продуктов такого класса выпускается с зашлифованной кромкой, а значит, зазор между плитками будет минимальным. И мы имеем дело уже скорее не с плиткой, а с керамической стеновой панелью.

На вкус и цвет…

Среди актуальных направлений закрепился также стиль ар деко, визитной карточкой которого является использование ярких красок. Сочная палитра и смелые, но вместе с тем гармоничные сочетания только приветствуются, ведь современный горожанин уже устал от строгой стальной гаммы, окружающей его повсюду. Фаворитом цветного коктейля оказался оранжевый, который в союзе со сдержанным черным привносит в обстановку освежающий цитрусовый аромат. Красочную керамическую плитку жизнерадостных оттенков можно найти в коллекциях многих производителей.

Несмотря на увлечение дизайнеров яркими тонами, по прежнему привлекательным для производителей остается многовековой союз black & white. Это очень консервативное и вместе с тем чрезвычайно смелое цветовое решение: умелая игра на контрастах порождает настоящие шедевры, однако велик соблазн "скатиться" в черно белую безвкусицу. Год от года пополняется и подборка классических коллекций керамической плитки, где чаще других используются бежевые и нежно голубые тона с рисунком, копирующим прожилки натурального мрамора.

Новые тенденции делают более полным использование цвета, позволяют экспериментировать, создавая самые необычные комбинации, при этом избегая холодных или угрюмых композиций. Металлы, теперь уже закрепившиеся в керамике, стали более мягкими, более легкими и более теплыми. В моде плитки, не целиком покрытые металлическим напылением, а лишь с легким нанесением металла в виде прожилок. Актуальна имитация состаренной меди, а также по прежнему на высоте фавориты прошлых лет - золото, серебро, платина.

Что касается серьезного общего внимания к цветовой палитре природных материалов, то сочетание большого формата и виртуозной техники отделки поверхности плитки дало еще один любопытный результат. Сегодня акцент делается уже не столько на воспроизведении самого природного материала, сколько на художественных эффектах традиционных техник его обработки человеком. Современная технология позволяет передать мельчайшие нюансы филигранного искусства камнереза, размашистые приемы работы каменотеса. В то же время продолжаются исследования выразительных возможностей традиционных поделочных камней, самоцветов.

Остается только добавить, что дизайн керамической плитки - один из важнейших факторов ценообразования. Вполне естественно, что модные новинки стоят дороже коллекций, которые появились пару лет назад. Очень важна и имиджевая составляющая - известные производители могут позволить себе продавать свою элитную продукцию на порядок дороже остальных.

Татьяна Лапрад

Источник: Журнал «Сибирский дом»