Создание СРО — дело срочное | Саморегулирование в строительстве

1128
15 августа 2008 г.
Архитектура и строительство

Саморегулируемая организация — такое же веяние и требование времени, как, скажем, суверенная демократия и гражданское общество. Элементы и того, и другого подразумеваются и в создаваемых СРО — как общей модели устройства, только в уменьшенном масштабе. При этом организация и их саморегуляция должна происходить внизу, внутри профессионального сообщества, но в рамках прописанных сверху законов о СРО, НКО и ГсК. О том шла речь на собрании проектировщиков в Доме архитекторов.

Вполне протокольное мероприятие

Разговоры о создании в среде проектировщиков саморегулируемых организаций ведутся давно. Это задумывалось как шаг на пути к демократическому реформированию общества, и намерения были самыми благими. Однако всем памятно, в каком направлении ими вымощена дорога, а потому споры и разбор полётов с обнаружением подводных камней продолжают вестись — внутри Союза архитекторов и вообще в широкой профессиональной среде.

Очередное заседание "круглого стола" на тему СРО состоялось в августе в Доме архитекторов. Присутствовали представители крупнейших проектных организаций края, а также гости из Хакасии и просто вольные проектировщики. Вёл заседание главный архитектор края Константин Шумов, а основным докладчиком по закону о СРО выступал юрист Юрий Фуксенко из "Красноярскгражданпроекта". В прениях выступали многие, а мероприятие получилось не просто для протокола, а вполне острым и рабочим. Во всяком случае, по его итогам решено было создать рабочую группу по выработке общей позиции.

Союз, ассоциация, самоорганизация

О ситуации на рынке проектирования во вступительном слове рассказал Константин Шумов. По его словам, Красноярск — вполне самодостаточный по количеству проектировщиков субъект для того, чтобы организовать свою собственную проектировочную СРО, а не присоединяться к московской или, к примеру, новосибирской. По данным федерального лицензионного центра в крае зарегистрировано 450 организаций, обладающих лицензиями Минрегионразвития на проведение проектных работ. Примерно половина из них занимается разработкой смет, а потому проектировщиков в прямом смысле профессии вдвое меньше. На деле реальным проектированием занимается ещё меньшее число — нередко лицензии оформлялись на всякий случай, и в итоге в общем списке значится немало "мёртвых душ". Кроме того, общее русло лицензированной деятельности разделяется на три потока: изыскания, проектирование и строительство. Совершенно естественно, что во всех трёх подмножествах должны создаваться свои СРО.

полка

Красноярская организация Союза архитекторов России объединяет около ста физических лиц, за каждым из которых во многих случаях стоит юридически оформленная фирма. Созданная несколько лет назад Ассоциация проектировщиков Красноярского края насчитывает 22 участника — юридических лица. Притом эти подмножества пересекаются — так, членом ассоциации выступает Союз строителей Красноярского края. Кстати, Союз строителей края уже близок к созданию СРО, и теперь черёд за проектировщиками.

Закон десятилетней выдержки

Саморегулируемая организация может быть создана числом не менее пятидесяти членов. При этом не участвующие в СРО в соответствии с законодательством просто лишаются возможности выходить на рынок. Срочность СРО подстёгивается ВТО — условием вступления страны в эту глобальную структуру является упорядочение дел на внутреннем рынке интеллектуальных услуг, и без лицензии с 1 января 2010 года никто не сможет работать на рынке. Согласно положениям устава СРО такое лицензирование станет проводиться внутри организации. Никакого выбора не оставлено, кроме как срочно сообразовываться и вступать в региональную СРО, которая, в свою очередь, вольётся в общефедеральную. Так вроде бы строится вертикаль, причём демократически — снизу доверху.

Закон о СРО рождался в муках обсуждений и согласований на протяжении десяти лет и заметно осложнился принятием других законов и поправок в кодексы. Сейчас ситуацию определяют три закона: о неоммерческих и саморегулирующихся организациях, а также главой 6 Градостроительного кодекса. При этом рождаются видимые коллизии, которые архитектурные власти предлагают рещить с привлечением заинтересованных сторон в кратчайшие сроки. Утверждается, что все принятые поправки направлены на адаптирование к реальным условиям рынка проектирования. Однако в некоторой части они осложнили задачу создания СРО. До недавнего времени объединительной формой внутри проектного цеха были ассоциации, которые могли напрямую реорганизовываться в саморегулируемые организации. Сейчас напрямую это стало невозможным, но в законодательстве оставили лазейку — пресловутое некоммерческое партнёрство, которое, однако, будет стоить несколько больших денег.

По полмиллиона с носа в качестве взноса

Сегодня существуют две нормы страхового взноса. Компенсационная сумма при самостоятельном частном страховании составляет 150 тысяч рублей. При вступлении в СРО и с применением механизмов некоммерческого партнёрства (чтобы организация могла отвечать за все риски) эта сумма возрастает более чем втрое — до пятисот тысяч рублей. Казалось бы, оптом дешевле, ан нет, поскольку в коллективном действе начинают возникать дополнительные риски. В связи с этим возникает множество вопросов, и прежде всего о равных правах и возможностях членов СРО, ведь крупные проектные организации и небольшие проектные студии, относящиеся к малому бизнесу, находятся в разных весовых категориях. Но по полмиллиона будут брать со всех?

Профессиональному сообществу предстоит организовываться изнутри, но закон прописывает пять обязательных пунктов: квалификационные требования к предпринимателям, соответствие профиля, необходимого стажа, численности работников, повышения квалификации. Кроме того, внутри СРО обязательно должны быть контрольный и карательный органы — для надзора за деятельностью членов и вынесения определённых санкций к нарушителям. При этом обиженные участники СРО имеют право обращаться в суд за защитой своих прав, и перспективы юридических и арбитражных разбирательств предсказуемы. Такая вот грезится саморегулируемая организация с самодисциплиной и прочими самостоятельно принимаемыми нормами.

Закон принят — вопросы остались

Принятие Закона о саморегулируемых организациях не прекратило его обсуждение, а, наоборот, только активизировало его. Журнал "Сибирское строительство" провел собственный опрос среди красноярских строителей и проектировщиков о том, какие положения Закона о СРО, с их точки зрения, нуждаются в доработке. В опросе в качестве экспертов участвовало двадцать три руководителя и ведущих специалиста красноярских компаний. В итоге все они высказали близкие мнения, которые мы систематизировали следующим образом:

Территориальная привязанность

Если государственная лицензия, выданная в одном регионе, действовала на всей территории России, и строители Красноярска могли работать, скажем, в Иркутске или Москве, то СРО будут формироваться на местах, а значит, входящие в них организации скорее всего начнут отстаивать свои интересы. Зачем московской СРО давать разрешение на работу в своем регионе иногородним строителям? Такое деление страны между саморегулируемыми организациями не приведет к улучшению качества работ, не станет гарантией выполнения строителями своих обязательств. Как быть компании, которая собирается работать в нескольких регионах, придется ли ей вступать сразу в несколько СРО?

Численность входящих в СРО организаций

Эксперты высказывают опасения, что во многих регионах можно просто не набрать необходимых для образования СРО 100 строительных, 50 проектных или изыскательских организаций. Закон в таких случаях предусматривает создание межрегиональных СРО. Но учитывая площади России, сложно представить, каким должно быть управление такой объединенной организацией.

Допуск на рынок

Какие меры должны помешать недобросовестным или непрофессиональным компаниям, не имеющим достаточного опыта и квалифицированных специалистов, создать собственную СРО, чтобы открыть друг другу вход на рынок? Существует еще один вопрос, касающийся допуска на рынок: не станет ли контроль над СРО способом борьбы с конкурентами? Не ясно также, общественным организациям начнут разрешать или, наоборот, запрещать допуск к хозяйственной деятельности? Даже при отсутствии явного давления на конкурентов в составе СРО крупные строительные компании, занимающие в организации ведущие позиции, будут способны поставить в подчиненное положение небольшие строительные фирмы, которые, вполне вероятно, окажутся неспособными отчислять взносы в компенсационный фонд, найти средства на страхование и финансовые обременения. В таком случае подобным небольшим компаниям, которые составляют значительную долю рынка, придется с него уйти или в качестве субподрядчика выполнять заказы крупного застройщика. Это в свою очередь приведет к устранению конкуренции и монополизации рынка и вполне возможно, что не лучшим образом отразится на стоимости строящегося жилья.

Взносы в компенсационный фонд

С одной стороны, эксперты утверждают, что взносы в компенсационный фонд на страхование для многих небольших компаний могут оказаться неподъемными, с другой - они уверены, что при наступлении страхового случая их вряд ли хватит для покрытия серьезного ущерба. Кроме того, в Гражданском и Уголовном Кодексе уже предусмотрена ответственность за правонарушения, организации, которым по вине строителей причинен ущерб, будут обращаться за возмещением в суд с исками непосредственно на виновников. Компенсационные системы СРО, таком образом, выступают в качестве дублирующей схемы, которая способна осложнить процесс.

А где стандарты?

Сегодня очень много говорится о том, что появление саморегулируемых организаций должно привести к повышению качества работы. Однако до настоящего момента не выработаны отраслевые стандарты, требования к квалификации компаний, по которым будут оценивать для допуска на рынок. Подготовка подобной документации может растянуться на значительный период. Те требования, которые будут представлены в ближайшее время, скорее всего, не будут отличаться от критериев, которые сегодня предъявляются при лицензировании строительных организаций. Кроме того, до настоящего момента не разработана система технических регламентов в строительстве.

Проектарии всех стран, соединяйтесь!

Задаваемых вопросов было гораздо больше, чем найденных ответов, а потому решено было организовать рабочую группу, включающую в своём составе не только членов архитектурного сообщества и представителей государевых и наполовину государевых служб, но и привлекаемых к общему важному делу осветителей из специализированных СМИ. Со стороны власти, представляемой главным краевым архитектором, было предложено всемерное содействие, а со стороны приглашённых коллег из соседних регионов прозвучала благодарность и надежда на продолжение сотрудничества в деле создания проектировочной СРО.

В соседних и столичном регионах уже имеется некоторый опыт создания подобных организаций. В Новосибирске архитекторы создали такое под названием "Архитектурная палата Сибири", в Москве архитектор Воронцов создал две некоммерческие организации, то же происходит в Томске. Да и в Красноярске архитекторы решили, что нужно объединяться именно творческими организациями, и тоже создали некоммерческую организацию под названием "Архитектурное партнёрство", и архитекторы еще будут думать, по какому пути лучше идти. Просто укрупнением созданных ассоциаций и творческих союзов вряд ли удастся обойтись, а потому создание СРО — дело срочное и не терпящее отлагательства.

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирское строительство»