Обрамлённая классика | Архитектор Юрий Казук

Дыхание классики вечно и она продолжает вдохновлять дизайнеров и заказчиков интерьеров на создание новых образцов искусства сотворения и декорирования помещений. Не выходящий из фавора не только сама классика, но и стиль Ар деко — одно из её устоявшихся направлений, и по прошествии почти столетия по прежнему популярный и востребованный художниками и их клиентами. Примером такого интерьера может послужить квартира, оформленная известным красноярским архитектором Юрием Казуком и сотрудниками его студии "АБ Квадрат"

Классика, ортодоксальная и ортогональная

По мнению Юрия Казука, главное в создании интерьера в заданном стиле — это линия, как в обобщённом, так и в конкретном смыслах. Во первых, чтобы выполнить грамотный и стильный дизайн проект, следует держаться выбранной линии — в следовании главной идее, подборе материалов и предметов меблировки, их соответствия. Во вторых, в геометрическом смысле линия может служить основой и главным мотивом, держащим идею всего интерьера. Так, в представляемом интерьере этим ключевым элементом стала прямоугольная рама. Ортогональная сетка задаёт ритм всему пространству, в первую очередь, определяя схему планировки квартиры и расстановки мебели. Ведь даже в самом слове "квартира" присутствует греческий корень "кварта", обозначающий четверть и подразумевающий прямые углы.

Юрий Казук

Юрий Казук, архитектор, руководитель студии «АБ-Квадрат»

Части интерьера, проемы обрамлены огромными гипсовыми бордюрами, словно картины багетами, этот музейно галерейный момент поддержан использованием выполненных в том же ключе полиуретановых, а также создаваемым анфиладным ощущением, иллюзорным и реальным. Эффект анфиладных осей создаётся и за счёт вписанных один в другой прямоугольных элементов, и размещением проёмов в единую линию. Эти оси анфилад, во первых, подчёркивают большой объём квартиры, а во вторых, задают строгий классический тон всего интерьера.

Классика, в свою очередь, дисциплинирует, и, наверное в таком "рамочном" интерьере хозяйке проще управляться с детьми, держа их поведение в рамках дозволенного, и привечать посетителей — с должным гостеприимством и на подобающем уровне.

Генплан квартиры

Планировочное решение квартиры подчинено общей идее классического интерьера с упорядоченным, как в генпланах европейских городов, расположением помещений, межкомнатных проходов и мебели. Перепланировка не была осложнена избытком несущих стен, поскольку квартира расположена в новом кирпичном доме, а её просторные габариты — площадь около ста сорока квадратных метров при трёхметровой высоте потолков — позволила осуществить грандиозные замыслы в полном объёме. При этом пространство задействовано целиком, и в квартире нет "мёртвых зон". В ходе перепланировки демонтированы лишние стены, а в новом варианте площадь нерационально расположенных прежних коридоров задействована. За счёт одного из коридорных закоулков к расширенной ванной добавлена сауна, за счёт другого прибавились пространства комнаты и гардероб. В отношении потолков не было предпринято никаких ощутимых изменений — незначительные гипсокартоновые рельефы служат исключительно для организации потолочного встроенного освещения. Ещё в нескольких местах использован приём сложного багета, позволяющий ступенчато нисходить от уровня потолков к уровню дверных проёмов — всё тот же эффект главенствующей во всём рамы. Так получился квартирный план — логически и логистически выверенный, генеральный и можно сказать гениальный?

Тройной простор

Пространственным решением всего интерьера стало объединение кухни, столовой и гостиной путём демонтажа стен и перегородок. При этом все три составляющих объединённого пространства зрительно разграничены и зонированы посредством оформления полов, расстановки мебельных групп и освещения.

Стилевое решение в классическом направлении предопределил кухонный гарнитур, понравившийся и выбранный заказчицей. Традиционно сложилось, что сердцем всякого жилого помещения служит домашний очаг, и в нашем случае разработка проекта носила характер "танцев от печки". Кухня, да вся остальная мебель квартиры — итальянского производства, причём традиционного классического, а не хай тековского дизайна. Уместно упомянуть, что и классицизм зародился в Италии как возрождение римско эллинистических форм.

Обрамленная классика Обрамленная классика

Кухня полностью раскрыта на гостиную и в составе объединённой композиции играет очень важную роль. На границе кухни столовой и гостиной установлены комод и диванная группа, которые отделяют одну зону от другой наподобие барной стойки. Кроме того, зонирование визуально выполнено разным по фактуре полом: напольная плитка в кухне и ламинат под выбеленный дуб в зале.

Основным элементом объёмно пространственного решения кухни столовой гостиной служит прямоугольная рама. Она выполнена на границе кухни и холла, она же присутствует на стене в зоне телевизора и входа в комнату. Очень большого размера, эти рамы выполнены из гипсовых багетов красноярским мастером вручную, а пластиковые молдинги классического багетного вида под потолками — фабричного производства.

Кухонный гарнитур шпонирован деревом: он светлый, а тёмные вставки образуют что то вроде рамок на дверцах и выдвижных ящиках тумб и навесных шкафов. Клетчатый переплёт прозрачных дверок навесных шкафчиков перекликается с доминирующей в интерьере ортогональностью. Плиту обрамляет конструкция, придающая ей сходство с камином, на столешнице которого красуется пара стилизованных под канделябры светильников. Обеденная группа также светлая и тоже итальянского производства, а над нею подвешена люстра классических же очертаний. Лоджия, примыкающая к кухне, практически присоединена к ней посредством увеличения проёма. В ней разместилась зона отдыха с уютным освещением и удобным креслом с валиками рулетами мягких подлокотников. Идеальное место для чтения и уединения.

Царство скользящих дверей

Гениальное изобретение интерьерщиков — шкаф купе — встречает входящего уже в прихожей. Шкаф выступает своего рода "визитной карточкой" всякой прихожей— именно он встречает гостей и прочих лиц, наносящих визит. Вместительный шкаф во всю стену своими зеркальными дверьми удваивает пространство прихожей, гостеприимно распахивая двери квартиры и зрительно раздвигая это радушие. Красноречиво и название фирмы, выполнившей эту встроенную мебель — "Скользящая дверь". Легко и бесшумно скользящие, двери шкафов скрывают за своими полотнами невообразимое множество полезного, но раздражающего своей пестротой бытового разнобоя. Задача грамотного дизайнера — совместить полезное в быту с приятным для глаза, а зачастую — объединить, казалось бы, несовместимое. Как два темперамента, характера, набора привычек и предпочтений.

Детская на двоих столь разных

Красной строкой рама проходит и в оформлении детской комнаты. Первоначальным намерением было сделать её в более современном ключе, но общая стилистика квартиры подсказала более классический вариант решения. Получилась, конечно, не чистая классика, а своего рода фьюжн — с сеткой шкафных дверей, будто расчерченных для детской игры "в классики". В клетчатом переплетении шкафа проявилась всё та же рама, а кроме того проглядываются японские мотивы, что вполне к месту — один из юных обитателей комнаты занимается восточными единоборствами. К тому же, темная расшивка двери дверного переплёта выполняют функцию рамок — в них размещены детские фотографии, напечатанные прямо на стекле.

Обрамленная классика Обрамленная классика

Мальчики — хозяева комнаты — хоть и погодки, но сильно разнятся по интересам. Один — отличник, а другой больше интересуется борьбой. Поэтому стояла задача угодить и умному, и сильному, сведя воедино в общей комнате их увлечения и привычки. Одна часть комнаты — спортивная, включающая тренажёры и кровать, в другой кроме спального места размещаются письменные столы и стеллажи с книгами. Территория общая, и в зоне "умного брата" есть рабочее место для "спортивного", и при желании тот тоже может заняться активными упражнениями в уголке братца силы. Объединение зон осуществляет общий шкаф, а кроме того у каждого есть дополнительные стеллажно полочные пространства для книг, игрушек и инвентаря.

Вся меблировка детской — шкаф, кровати, стол — делалась под заказ специалистами "Скользящей двери". При этом расстановка мебели в детской, как и во всей квартире, подчинена строгой геометрически ориентированной схеме — пресловутой ортогональной сетке. Она не довлеет, но на прямоугольные элементы сделан дополнительный акцент, тогда как повёрнутые на 45 градусов объекты и стены нивелированы визуальными средствами. Прямолинейно и классично, строго и упорядоченно.

Будуар дормитуар

Вариации на тему рамы держат и пространство спальни. Здесь рама "работает" в виде зеркала, делящего зоны туалетного столика и кровати. Сложность оформления спальни обусловлена неправильностью её конфигурации, и разместить будуарные элементы вдоль стен оказалось довольно затруднительным делом. Тем не менее, попытка привести комнату в соответствие общей стилистике квартиры и создать ощущение главенства ортогональной сетки вполне удалась.

Чтобы установить кровать наиболее удобным и эффектным образом, был сделан своеобразный портал — по ширине изголовья кровати стена выдвинута в глубину комнаты. При этом за выдвинутой стеной получилась ниша, удобная для хранения вещей и спальных принадлежностей, и ни квадратного дециметра полезного пространства не было потеряно. Пространство визуально не пострадало, скорее даже наоборот — неправильные очертания плана комнаты слегка поправлены и структурированы выдвинутым в центр прямоугольником кровати.

Баня с раздевалкой вместо коридора

На месте прежнего прохода в коридор к пространству ванной комнаты добавилась сауна, а кроме того — детский спортивный уголок. Так, вместо нерационально спланированных площадей появилась весьма полезная баня. А кроме неё — и вместительная раздевалка.

Коридорные пространства переиначены и в зоне прихожей — речь всё о том же вышеупомянутом многоуважаемом шкафе. Это даже и не просто вместительный шкаф, а скорее гардеробная, в которую можно войти. Здесь применена интересная планировка, позволяющая использовать помещение двояко: при выдвижении одной двери оно работает как шкаф, при раздвижении второй двери служит гардеробной. Разумно и удобно, логично и экономно?

Искусный декор

Само название стиля Ар деко производно от словосочетания "декоративное искусство", а потому без искусного декоратора на финальной стадии воплощения проекта не обойтись. Работу архитектора и дизайнера завершает декоратор, вносящий финальные штрихи в совместное произведение декоративного искусства. В описываемом случае завершающими мазками в общую картину стала позолота, дополняющая светлую бежево коричневую гамму классического интерьера.

Будуар-дормитуар Будуар-дормитуар

Любое искусство, в особенности декоративное, материально, а потому выбору материалов придаётся немаловажное значение. Они должны быть не просто высококачественными, но с претензией и намёком на эксклюзивность и шик, и при этом вовсе не обязательно стоить огромных денег. Главное — подобрать всё это со вкусом и в едином стиле. Выбор комплектующих, сантехники, отделочных материалов, мебели и драпировок осуществлялся по рекомендованным дизайнером образцам самой хозяйкой квартиры — в удобном для неё режиме и по продиктованному возможностями графику.

Кафель из коллекции "Таджина" — классический, песочного цвета — предоставлен "Студией плитки". Рамы на стенах, выполненные из готовых пластиковых профилей молдингов, окаймляют очень качественные обои — как декоративные панно. Обоев в интерьере минимум — в основном они присутствуют в гостиной, а кроме того — украшают стену лоджии. Обои не просто качественные, а эксклюзивные и стоят по пять тысяч рублей за рулон. Все остальные стеновые поверхности выполнены различными штукатурками (в разных комнатах — разной фактуры) и окрашены акриловыми составами.

По специальному заказу привозились или были изготовлены текстильные интерьерные аксессуары — ковры, шторы и прочие драпировки. Они гармонично дополняют интерьер, выполненный в тёплой, пастельной гамме, делая его ещё уютнее, мягче и теплее.

Классицизм интерьера призваны подчёркивать лепные и скульптурные детали. Кроме вылепленных из гипса бордюров рам классический акцент привносят небольшие колонны, размещённые по бокам плазменной панели, а кроме того — уменьшенные копии античных статуй, расставленные в нишах ванной комнаты и гостевого санузла. Венеры Милосские присутствуют в дизайн проекте, но в реальности почти наверняка уступят свои ниши мылу душистому и прочей гигиенической всячине. Вот ведь как выходит: чистота требует жертв со стороны красоты?

В освещении, кроме техничных точечных, встроенных в потолки ламп, применены светильники классического образца — подвесные многорожковые люстры с подвесками и матовыми стеклянными плафонами, настенные бра, подпотолочные светильники со свисающими стеклярусными нитями, классические настольные лампы с коническими абажурами. Всё это преимущественно итальянское, как и всё в квартире. Свет далёкой Италии льётся на предметы интерьера в стиле рождённого там же классицизма.

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»