Графично и технично | Дизайнер Евгений Матонин

Скупое применение декоративных приёмов в создании интерьера выводит дизайнера на уровень высшего пилотажа. Как Паганини, сыгравший на двух струнах, художник по интерьерам сознательно ограничивает себя изобразительной диадой и работает на контрасте чёрного и белого цветов, блестящей и матовой фактур, прямоугольного и округлого силуэтов. Сегодня графический минимализм в обстановке в соединении с высокими технологиями востребован заказчиком — воплощённый проект такого свойства любезно предоставлен известным красноярским архитектором Евгением Матониным.

Дом под парусом

Дом, в котором расположена означенная квартира, весьма примечателен и по месторасположению, и по архитектуре. Это стройный белый дом "с волной" (парусом или кокошником диадемой) на крыше, спроектированный архитектурным бюро "Ардис" и построенный по соседству с Академией искусств Конституции. Здание изящно и элегантно конституционально, а его застывшая "волна" напоминает поднятую крышку гигантского рояля. Дом увенчан если не "девятым валом", то шестиметровой бетонной волной и волнует созерцателей романтическими очертаниями.

Евгений Матонин

Евгений Матонин, архитектор

Повествуемые апартаменты расположены на одном из верхних этажей здания, и выше — только крыша, вернее эксплуатируемая жильцами дома площадка. Там разбиты прогулочные дорожки и цветочные клумбы, посажены газончики и деревца, расположены фонтанчики — вполне традиционный в условиях современных мегаполисов мини садик, привносящий в урбанизированное пространство кусочек живой природы. В данном случае мини сад на крыше перекликается с просматривающимися отсюда, с высоты, окружающими довольно неиспорченными природными ландшафтами.

Две составные части объединенного целого

Поскольку дизайн проект квартиры разрабатывался на стадии завершения строительства и сдачи дома, то пространственных перепланировок не потребовалось — во всяком случае, нужды в дополнительных разрешениях и согласованиях с БТИ не возникло. Впоследствии в дополнение к уже выполненному дизайн проекту добавилось приобретённое смежное помещение.

В результате такого объединения получилась просторная и обширная квартира площадью около ста двадцати квадратных метров, с большой ванной с сауной, студийной кухней залом и двумя спальнями — причём вторая спальня вышла "потайной", со входом в неё через гардеробную. Квартира предназначалась для молодого холостяка и сделана под его привычки и вкус — в современном "жёстком" стиле — в минималистском духе, с явно выраженными признаками хай тека. Вдобавок жилище оснащено современной техникой, от кухонно бытовой до очень навороченной аудиосистемы. Две составные части, интерьер и начинка — hi tech & hi end?

Панорамный вид как главное украшение интерьера

В квартире два полноценных больших окна, открывающих перспективный вид на остров и Стрелку Енисея. Остальные окна квартиры выходят в лоджии или упираются видом в соседние здания. Эти два больших окна сходятся друг к другу в углу гостиной и открывают панорамный вид на остров Татышев и пригорок со статуей Дубенского, причём на одной линии — памятник основателю города находится примерно на высоте занимаемого квартирой этажа. Панорама не урбанистическая и простирается от низины качинского устья под Караульной горой и Всехсвятской церковью до буколических пейзажей речных заводей с ивовыми зарослями и круглогодично плавающих здесь утками. Обзор очень живописный и эффектно дополняет весьма лаконичное и графичное обрамление интерьером. При необходимости от созерцания светлых далей можно оградиться посредством тяжёлых и непрозрачных, "графитовых" штор. Они перекликаются и спорят с графитовым цветом керамогранитового покрытия пола гостиной, с алюминиевыми вставками, и белой мебелью. Гостиная соединена с кухней и образует своего рода студию. Кухонная мебель также полированная белая, итальянского производства; белая столешница, служащая также и обеденным столом, — всё работает на контрасте и взаимно дополняет остальное предметное наполнение. По части материалов это классический хай тек: столешница и журнальный столик выполнены из полированного камня, керамогранитовая плитка (60 х 60 см) на полу, полированный пластик мебели в сочетании со стеклом и алюминием. Интерьер гостиной выстроен на контрасте светлой меблировки с тёмным полом и драпировками.

Панорамный вид как главное украшение интерьера Панорамный вид как главное украшение интерьера

Полуматовый графит и полированная белизна

Можно констатировать, что интерьер построен на противостоянии цветов и фактур. Молочно белый и тёмно серый, "графитовый" цвета — доминирующий диколор, работающий на контрасте. Контрастны и применённые фактуры: полированный пластик и блестящие металл со стеклом, мягкая поверхность текстильных штор, мебельной обивки и покрывал, мелкий рубчик американских ковролиновых покрытий на полу. Интерьер построен на единстве и противопоставлении белого и тёмного, блестящего и матового, холодного и тёплого, яркого света и полумрака. Эта шероховато полированная антитеза, бумажной белизны и тёмно серого графита, сродни чёрно белой графике или японской каллиграфии — карандашному рисунку и иероглифу, выведенному тушью на шёлке. Так же минималистично и декоративно скупо.

Мультифункциональный кабинет

Спальня хозяина задумана как не просто место для отдыха, но и как рабочий кабинет. Кроме удобной кровати она оборудована компьютерным столом и вместительными стеллажами. Мягкая мебель и кровати в обеих спальнях также отмечены минимумом натуральных фактур и материалов: даже использованные МДФ панели и детали конструктива шпонированы тёмным дубом, сильно тонированным и по цвету приближающимся к графиту.

В спальне тоже "работает" контраст, но в отличие от гостиной здесь тёмная мебель и светлый, крытый ковролином пол. Стены обработаны специальным декоративным покрытием "мультифлок" — практически белым, с небольшими серыми включениями наполнителя. Это, по сути, вид штукатурки на акриловой основе, наносимой на стены при помощи пульверизатора — с мелкими, почти однородными добавками флока того же тона, который задан общей гаммой помещения. Таким же образом оформлена и вторая спальня, о существовании которой догадываются не все.

Потаённый покой

При следовании из спальни в гардеробную через последнюю можно попасть в "секретную" комнату. Она довольно большая — около тридцати квадратных метров, и её просторность как то особенно подчёркивается вхождением в неё через дверь внутри гардеробной комнаты. Гардеробная отделена от спальни раздвижными зеркальными дверьми, за которыми в отсечке боковой стены расположена дверь, ведущая в тайный дормитуар. Непосвящённый не обнаружит здесь не только любовницы или "скелета в шкафу купе", но и входа в заветные апартаменты.
И потаённый покой, и расширенная ванная "приросли" к квартире за счёт присоединённого смежного помещения.

Мультифункциональный кабинет Мультифункциональный кабинет

Банно ванный диптих

Гигиеническое пространство составляют два помещения: сама ванная комната и сауна. Ванная совмещает в себе туалет, джакузи и душевую кабину. Второе помещение вмещает массажное кресло и финскую баню. Сауна классическая, небольших размеров и рассчитана на одного двух человек. Это, пожалуй, единственное помещение в квартире, исполненное вне стиля хай тек — здесь преобладает такой традиционный и природный материал, как дерево. Трудно вообразить сауну не из древесины — на пластике, стекле и металле в бане не посидишь. На такое способны разве что киборги и роботы?

Умные вещи и никакой живности

Хай тек несёт в случае исследуемого интерьера двойной смысл: это и стиль высоких технологий, и сама техника, которой снабжена и оборудована квартира, высококачественна и дорогостояща. Кроме ставших привычными автоматов вроде стиральной и прочих умных бытовых машин, здесь есть и высокотехничные диковинки. Робот пылесос, включающийся программой или через команду мобильного телефона, и дистанционно наполняемая и запускаемая ванна джакузи с гидромассажем; весьма дорогостоящее массажное кресло от Panasonic; навороченная акустика и прочие высокотехнологичные прибамбасы — тихо передвигающиеся и громко звучащие обитатели квартиры. Зато никакой живности и растительности: подобно космическому кораблю, интерьер в стиле хай тек не тяготеет ни к природе, ни к её представителям — никакой пыли, шерсти и животных запахов, всё чисто и стерильно. Эту чистоту помогает блюсти электронная бестия, маленький и проворный робот пылесос, размеренно снующий от базы по всем ковролиновым пространствам немалого по площади пола. До небезызвестного "умного дома" этой квартире ещё далеко, да и нет такой необходимости — её можно рассматривать исполненным в жанре полуавтомата, комфортного и неназойливого.

Свет, тёплый и техничный

Потолки квартиры выполнены гипсокартоном — для лучшей изоляции, не столько от шума, сколько от внешнего холода тепла — ведь выше только облака. Освещение техничное и простое — в смысле очертаний, и изготовлено четырьмя различными фабриками Европы.

Высокие технологии комфорта Высокие технологии комфорта

По желанию заказчика в квартире нет никаких люстр — всего два подвеса с белым "бутылочным" стеклом над барной стойкой. Все светильники встроены вровень или "утоплены" в линиях потолка и стен. Для локальной подсветки применены галогеновые лампы, для общего освещения — большие встраиваемые светильники размерами метр на двадцать сантиметров. Галогеновый свет по определению получился тёплым — желтоватым, а люминесцентное освещение обеспечено лампами 830, с тёплым оттенком. Поскольку квартирная обстановка и так получилась жёсткой и графичной, усугублять это обстоятельство холодным освещением не стали — всё таки это не космический корабль и не офис, а жильё. В дневное время при открытых окнах и гостиная, и комнаты достаточно ярко освещаются естественным образом — пока, да и в будущем их уже ничто внешнее и рукотворное не будет застить от солнечного света.

Высокие технологии комфорта

Проект был реализован за довольно короткий промежуток времени — примерно за год. Поставки необходимых материалов и комплектующих осуществлялись вовремя — в полном соответствии с перечнем и графиком работ. За воплощение проекта взялась фирма "Технология комфорта", с которой дизайнер сотрудничает давно, плотно и успешно. Данный интерьер выполнялся под авторским контролем, с точностью космических технологий и без малейших отступлений от главной идеи. Впрочем, применённый стиль определяется как минимализм и все вариации и шаги в сторону были тоже сведены к минимуму. Небольшие корректировки имели место в отношении подбора вентиляции и прочих незначительных в смысле главной эстетической идеи деталей. Материалы в отделке и фурнитура использованы очень высокого качества и соответственно высокой стоимости. Наверное, и это не главное в создании грамотного и стильного, высокотехничного интерьера — очень многое зависит от профессионализма проектировщика и исполнителей, от их слаженной работы. Ну и, конечно, от не склонного к капризам и чрезмерному своеволию заказчика, их нанявшего. Впрочем, ему с этим и в этом жить?

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»