В гостях у антиподов | Рио-де-Жанейро

1038
09 февраля 2008 г.
Архитектура и строительство

Большая группа красноярских строителей познакомилась с жизнью антиподов - в прямом, а не переносном смысле, ведь наши люди посетили Южную Америку, легендарные мегаполисы - Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро. Там живут такие же люди, хоть и с несколько отличающимся оттенком кожи, в таких же домах и городах. Вот своими впечатлениями от южноамериканской урбанистике и архитектуре мы и попросили их поделиться с нашими читателями.

Из края в край: Аргентина

Несмотря на то, что планета шарообразна, удалённые от центра европейской цивилизации территории всегда именовались "краем земли". Такая географическая удалённость роднит Аргентину с Красноярским краем. Хотя жители обоих краёв земли - практически точные антиподы, в культуре и национальном характере много общего. Наши народы сформировались в результате слияния пришлых европейцев с аборигенами, сохранив и приумножив культурные традиции. Современные технологии беспрестанно развиваются, нивелируя различия в укладе жизни и устройстве городов по всей планете, а потому понятие "края земли" уходит в историю.

Авиасообщение укоротили пространство, и сегодня в аргентинскую столицу спешат туристы со всего мира. В том числе и россияне - например, группа руководителей красноярских строительных организаций Геннадий Тихонов, Геннадий Семеняков, Игорь Шиманский, Владимир Шабунин, Евгений Пуртов, Пётр Исаченко, Олег и Людмила Стравинскас, Александр Клименков. Своими впечатлениями от поездки поделились некоторые из них. Конечно, прежде всего нас интересовали рассказы о том, как и из чего строят в Новом Свете - мнения профессионалов, полезные и любопытные для читателей нашего журнала.

Буэнос диас, Буэносайрес!

Испанцы, открывшие Новый Свет для европейцев, прибравших его к своим рукам, облюбовали для строительства города место, удобное для захода кораблей - в устье большой реки. Попытки испанцев неоднократно прерывались нападениями воинственных индейских племен, поэтому датой основания города принято считать 1580-й, а назывался он тогда Нуэва Сеньора де Санта Мария дель Буэнос Айрес.

Разрушительными землетрясениями XIX века город был практически стёрт с лица земли и заново отстроен несколько в стороне. Длинный топоним сократился до двух последних слов - Буэнос Айрес, что в переводе означает "добрый воздух". В 1880 году Буэнос Айрес стал столицей Аргентины, и с этого времени начался его рост, экономический, культурный и архитектурный. Город получил широкие проспекты, просторные площади, множество зданий вдоль набережных в "парижском стиле", украшен множеством памятников и фонтанов. Это и не мудрено - ведь город обживали и отстраивали переселенцы из стран Европы, на манер собственных столиц. И сегодня город украшают английские, французские, испанские и итальянские кварталы, возведённые по последнему слову тогдашней урбанистики - с широкими улицами и просторными площадями. Так что город оправдывает своё название - в нём легко дышится вольным воздухом. Буэнос Айрес - самая крупная городская агломерация Аргентины. Сейчас в Буэнос Айресе и пригородах, на площади более четырёх тысяч квадратных километров, проживает около двенадцати миллионов человек, что составляет 40% населения страны. И всякому из горожан и многочисленных туристов удаётся сделать свой глоток вольного воздуха в "южноамериканском Париже".

Архитектура серебряной страны

В названии Аргентины звучат серебряные колокольцы, ведь argent/argente/argentum в греко романских языках обозначает этот металл. Мало того, столица страны расположена в устье реки - Рио де ла Плата, то есть "Серебряной реки". Всё неспроста, ведь именно недра южноамериканских стран, Чили и Аргентины, богаты серебряными рудами. В Буэнос Айресе действует испано американский музей колониального искусства "Фернандес Бланко", где экспонируются кованые изделия, филигрань и канитель работы последних трех веков как аборигенных мастеров, так и переселенцев из Европы.

Южная Америка, легендарные мегаполисы Южная Америка, легендарные мегаполисы

Столь же, как серебряная пряжа - канитель, утончена архитектура аргентинской столицы - сквозь неё серебряной нитью проходит тема Парижа. Планировочные решения, силуэт застройки и оформление фасадов выполнены по европейским калькам. Даже высотность современных сооружений не превышает тридцати этажей, что выступает как дань не только моде, но и целесообразности строительства в сейсмически небезопасной зоне.

В аргентинской столице можно увидеть самую широкую улицу в мире - Avenida del 9 de julio. Площадь Пласа де ла Република, с которой начинается эта улица, отмечена белым обелиском в центре ротонды, воздвигнутым в ознаменование обретения независимости 9 июля 1816 года. Улица Девятого июля шириной в сорок метров насчитывает десять полос движения.

В числе достопримечательностей - центр политической и исторической жизни Буэнос Айреса - Plaza de Mayo (по совместительству и самый крупный в мире торговый квартал), Дом правительства, Кафедральный собор, здание Cabido (бывший городской совет Буэнос Айреса) и новое здание Мэрии, один из лучших в мире оперный театр "Колон", знаменитый президентский дворец "Casa Rosada" (Розовый дом), с балкона которого когда то выступали Хуан Перон и его супруга Эва - знаменитая Эвита. Это именно от её лица в одноимённом мюзикле голосила Мадонна: "Don`t cry for me, Argentina!"

Буэнос Айрес - город контрастов, как, впрочем, всякая другая многонаселённая городская агломерация. Аристократические кварталы и трущобы уживаются в единой городской черте, а сама черта бедности большинством аргентинцев пока не преодолена. Геннадий Тихонов и Евгений Пуртов утверждают, что по сравнению с некоторыми домишками аргентинских пригородов довольно ветхие избы и бараки красноярских Покровки и Николаевки могут показаться хоромами. Вот так всегда - блеск и нищета соседствуют в пределах одного города.

Район Ла Реколетта - элегантный и фешенебельный квартал Буэнос Айреса. На улице Альвеар расположены особняки богатых портеньос, покинувших свои дома и переселившихся в район Сан Тельмо во время желтой лихорадки в девятнадцатом веке, здесь же расположено знаменитое кладбище, где покоится вся аргентинская знать, политики и знаменитости. Там же находится могила Эвиты Перон с черным мраморным памятником. Часто можно увидеть колонны или скульптуры, поддерживающие портик, - бум перестройки старых домов, совпавший с периодом расцвета страны, коснулся очень многих сооружений. Заслуживают внимания набережная Ла Костаньера, тянущаяся вдоль Ла Платы до Костаньера Норте.

Производит впечатление район "La Boca" (Ла Бока) - самый необычный и красочный квартал Буэнос Айреса. Когда то его населяли бедные художники и иммигранты, которые строили свои дома из листов шифера и выкрашивали их в разные цвета остатками корабельных красок. Это тоже вполне в духе художников парижского Монмартра и родного городка Матисса - Кольюра. Волнистый шифер и рубероид не просто раскрашен в яркие цвета, а разрисован сюжетами и жанровыми картинами из аргентинской жизни. Впрочем, свою немудрёную лепту в заборно настенную живопись добавили и граффитчики - вездесущие тинейджеры с баллончиками краски. Они поганят поверхности равномерно по всему свету - в том числе и в Новом, и тоже под покровом темноты.

Здешний климат очень благоприятен, а потому строить возможно хоть из шифера. Старинные здания построены из камня и тонкого декоративного кирпича - его же используют для облицовки и сегодня, хотя конструктивной основой сооружений выступает монолитный железобетон, металлические каркасы, облицованные стеклом и панелями.

Современная урбанистика входит в старую застройку Буэнос Айреса довольно деликатно. Небоскрёбов в столице нет - здания не превышают по высоте сотни метров, используемое как во всём остальном мире зеркальное остекление башен "растворяет" их объёмы в нависающих небесах, а изобилующие в городе палисандровые деревья скрывают здания своими раскидистыми кронами. Очень гармонично смотрится изящный вантовый мост через реку - словно сникший под напором ветра белый парус. Сооружение очень естественно вписано в городской ландшафт - как парижские мосты в силуэт зданий вдоль набережных Сены. Париж - он и в Южной Америке Париж!

Южная Америка, легендарные мегаполисы Южная Америка, легендарные мегаполисы

Невообразимо прекрасная Бразилия

Тропическая природа Нового Света ошеломляет пышностью форм и красок, а потому самые яркие воспоминания от посещения Бразилии - вовсе не архитектурные сооружения, а грандиозная панорама водопадного каскада Игуасу и катание на лодках по тропическим рекам. Эпицентром безудержного веселья и красочного буйства местной экзотики считается Рио - со своими карнавалами, самбадромами и футбольными страстями. Роскошные океанские пляжи Копакабана и Ипонема, национальные парки, зоопарк с двумя с половиной тысячами видов живности и ботанический сад с семью тысячами разновидностей растений, выпуклые кручи скал и реющая над городом фигура Христа?

Если отмести в сторону рассказы о попугаях, орхидеях, индейцах и знойных мулатках, то можно отметить грамотное вписание силуэта главного и самого знаменитого бразильского города в великолепный природный ландшафт обступающих его гор. Именно это достоинство выделяет Рио из массы прочих городов, утопающих в тропических джунглях. Напрашивается и аналогия с нашим родным городом, ведь скально сопочный амфитеатр, окружающий Красноярск, подобным же образом выделяет его из целого ряда российских городов.

Под сенью нового чуда света

Даже более того - нового чуда Нового Света, поскольку распростершая свои руки исполинская статуя Христа высится на горе над Рио де Жанейро. Согласно голосованию интернет пользователей, проведённому в прошлом году, сооружение признано одним из новых семи чудес света.

"Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой он создал Рио де Жанейро", - шутят бразильцы, имея в виду поистине сказочное местоположение и красоту своего города, который до 1960 года, когда был построен город Бразилиа, являлся и столицей страны. Статуя Спасителя (Cristo Redentor) по праву считается символом Рио. Тридцатиметровая статуя зиждется на семиметровом постаменте, на вершине горы Корковаду (Corcovado означает "горб") на высоте 704 метров. Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось столетие независимости Бразилии. Был объявлен конкурс проектов на лучший монумент - символ нации. Эктор да Силва Коста выдвинул идею статуи Христа, распростершего руки, обнимающего весь город. Идея да Силвы была принята с восторгом еще и потому, что она перечеркнула прежний план возведения на горе "Сахарная Голова" (Pan de Asugar) грандиозного памятника Христофору Колумбу. К делу тут же подключилась церковь, организовав по всей стране сбор пожертвований, и через девять лет бетонная статуя Спасителя уже обнимала небо.

Масштабы стоявшей перед инженерами и скульпторами задачи выражаются такими цифрами: голова статуи весит 35,6 тонны, кисти рук - по 9,1 тонны каждая, а размах рук составляет 23 метра. Статуя была доставлена из Парижа, и 12 октября 1931 года состоялось ее торжественное открытие и освящение. Построенная в 1885 году линия трамвая ведет теперь почти на вершину горы: конечная остановка находится всего в 40 метрах под статуей. От нее надо подняться по 220 ступеням лестницы или на лифте к постаменту, на котором расположена смотровая площадка - лучшее место для первого знакомства с городом. По словам Геннадия Тихонова, статуя впечатляет своей монументальностью и выглядит много грандиознее аналога, раскинувшего руки над Лиссабоном.

Южная Америка, легендарные мегаполисы Южная Америка, легендарные мегаполисы

Рио как на ладони

Город кареоких кариока (жители называют себя carioca), город мечты Остапа Бендера, где все поголовно ходят в белых штанах и беспрерывно танцуют, - это всё о нём, о Рио де Жанейро. Залив Гуанабара был открыт португальскими мореплавателями 1 января 1502-го - отличное начало нового года и новогодний подарок португальской короне. Португальцы приняли залив за устье реки, отчего город и получил название, в переводе означающее "Январская река". Город Рио де Жанейро был основан 1 марта 1565-го и первоначально назывался Сан Себастьян де Рио де Жанейро, в честь португальского короля Себастьяна I, но впоследствии лишнее в названии отпало само собой. Мало того, чаще город именуют просто Рио.

В 1763-го Рио стал столицей заморских территорий Португалии, после того как в него была переведена колониальная администрация. Почти на два столетия город стал столицей Бразилии, а в период эмиграции португальского двора с 1808 по 1821-й Рио де Жанейро был даже столицей Объединённого королевства Бразилии, Португалии и Альгарве. После крушения колониализма до 1960 года Рио оставался главным городом Бразилии - до решения переноса администрации и министерств в построенный с нуля по проекту Оскара Нимейера Бразилиа. Прославленный архитектор здравствует и поныне - совсем недавно ему исполнилось сто лет, и он по прежнему полон творческих сил. Город разбросан среди гористого рельефа, и на площади 1256 квадратных километров проживает около тринадцати миллионов человек - в агломерации, называемой Большим Рио.

С вершин крутых возвышенностей гористого рельефа Рио смотрится как на ладони, тем более что мысы, косы и полуостровки береговой линии выдаются в море, как пальцы огромной кисти. Выдающиеся в акваторию части городской территории связывает грандиозный понтонный мост длиной около четырнадцати километров - словно чётки из соединённых дорожным полотном поплавков. Кстати, строительство в Рио ведётся на намывных островах, что получило широкое распространение в последнее время - в Японии, Эмиратах, и сулит быть особенно перспективным похожему по типу рельефа на Большой Рио предолимпийскому Большому Сочи. Между прочим, намывные технологии использованы при строительстве Красноярска, ведь территории микрорайона Пашенный и XX мкр. создавались именно таким способом.

Рио пёстр не только буйной тропической растительностью, населением и карнавальными нарядами, но и в архитектурно ландшафтном отношении. Как во всех бразильских городах, здесь велико расслоение населения по доходам, а потому и жилища разных категорий разнятся кардинально. Фешенебельные и ультраурбанистические районы перемежаются трущобными и лачужными, называемые здесь фавелами. В здешнем климате жить можно круглогодично и в шалаше, а потому никто не заморачивается возведением толстых стен, сохраняющих тепло. Современные здания и сооружения возводятся из каркасного монолитного железобетона и стекла, а лачуги и хижины - из чего попало - бамбука, фанеры, рубероида.

В городе сохранилась и колониальная архитектура, но в старинных кварталах, сам же бурно растущий город своей пестрой массой заполонил все окрестные долины и лощины. Он как тесто, вылезшее из кадушки. И в этот строительный массив нередко вкраплены и архитектурные изюминки интересных зданий и сооружений.

Стадионные страсти

Легендарный футбольный стадион "Маракана", когда то считавшийся самым вместительным в мире, два года назад вновь открыл свои трибуны для болельщиков. После ремонта трибун в соответствии с существующими нормами и требованиями ФИФА их вместимость сократилась в четыре раза. Стадион вмещает только 55 тысяч человек. В 1950 году, когда в Рио проводился чемпионат мира по футболу, "Маракана" была самым большим в мире стадионом и вмещала до двухсот тысяч зрителей. До реконструкции на стадионе были так называемые "жерал" - стоячие места, стоящие один доллар. "Жерал" считался самым демократичным местом на "Маракане" и стал частью бразильской футбольной культуры. Сейчас эти места стали самыми дорогими, а бывшим приверженцам "жерала" придется перебраться на трибуны, на специальные скамейки. После открытия скамеек на бывшем "жерале" вместимость "Мараканы" увеличилась до 95 тысяч зрителей. Ополовиненная по вместимости чаша стадиона впечатляет по прежнему, а болельщицкие страсти, кипящие в ней, бодрят не меньше, как если бы её наполнял крепкий и вкусный бразильский кофе.

Теперь, вдыхая аромат свежезаваренного кофе, наши путешественники будут вспоминать всё увиденное в далёкой Бразилии: песчаные пляжи и огромный стадион, знойных мулаток и энергичные танцы, живописную бухту Рио и распахнувшего над городом свои объятья Христа?

Геннадий Рыбаченко.
Благодарим за предоставленные фотографии Геннадия Тихонова и Евгения Пуртова.

Источник: Журнал «Сибирский Дом»