Решит ли новый генплан городские проблемы?

Превратится ли Красноярск в идеальный город будущего, во многом зависит от того, позволят ли горожане власти и бизнесу отступать от заложенных в генеральном плане решений или будут жестко их отстаивать на публичных слушаниях.


В сентябре прошлого года стало известно, что главный градостроительный документ стоимостью 73 млн рублей выполнит ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор». Торги на разработку комплексной транспортной схемы за 47,5 млн рублей выиграл проектный институт «РосНИПИУрбанистики» из Санкт-Петербурга, эта же организация готовит проект планировки улично-дорожной сети. Работа над новым генпланом Красноярска заняла почти год, и 9-10 сентября практически готовый документ был представлен чиновникам, строителям, проектировщикам, архитекторам, студентам профильных вузов и прессе.

Статус нынешнего мероприятия главный архитектор Красноярска Андрей Макаров обозначил так: «Это обсуждение — начало публичных слушаний или, скажем так, репетиция публичных слушаний, которые мы должны провести и закончить в этом году». Дату презентации заранее не объявляли, официальные анонсы появились только ко второму дню обсуждения, на который было назначено пленарное заседание с участием первых лиц города и края. Это и объяснило, почему в зале оказалось так мало простых горожан, в основном специалисты, которых на мероприятие пригласили персонально.

Администрация города обещает: публичные слушания по проекту генплана начнутся в октябре и продлятся три месяца. В конце года мэрия планирует внести проект генплана на утверждение в горсовет.

Красноярск отсканировали с вертолета

В ходе работы над генпланом администрация города заказала цифровую карту Красноярска. Подрядчик при помощи вертолета МИ 8 с высоты 500–600 м над уровнем земли провел аэрофотосъемку и воздушное лазерное сканирование. Снимали с плотностью 5–6 точек на квадратный метр, в итоге получили снимки разрешением порядка 5–7 см на пиксель. Три пикселя — это ширина бордюра, так что на карте с достаточно высокой точностью переданы параметры даже таких незначительных дорожных элементов. Подготовленный в результате аэрофотосъемки ортофотоплан (фотокарта на координатной основе) использован в работе исполнителями генплана.

Кроме того, на основе большого облака точек лазерного сканирования к первому полугодию 2015 года будет построена трехмерная модель города. Проектировщикам она позволит лучше понимать все характеристики застройки с учетом высот зданий, видовых расположений, чтобы в Красноярске появлялись здания, которые не испортят облик города.

Назначение территорий Красноярска поменяют

С точки зрения авторов нового генплана, Красноярск остается промышленным городом, сочетающим в себе и другие функции. Баланс территорий в генеральном плане меняется. Территории под жилье увеличатся с нынешних 5 тыс. га до 6,2 тыс. га (прирост 23 %). Общественно-деловые зоны разрастутся на 110 %, а производственно-коммунальные и складские территории сократятся на 24 %. На 19,5 % прирастет транспортная инфраструктура. Рекреационные территории увеличатся на 87 %, а участки сельскохозяйственного использования уменьшатся на 64 %. Компактный город должен иметь минимальную территорию, не вовлеченную в градостроительную деятельность, поэтому в новом генплане она сократится на 84 %.

Как классический индустриальный промышленный город охарактеризовал сегодняшний Красноярск и эксперт проектного института «Гипрогор» Денис Денисов. Таким, возможно, он останется и завтра. Вопрос в том, на что будет ориентирована промышленность. До 2020 года в проекте генплана предполагается сохранение существующей структуры промышленности города с упором на станкостроение, производство алюминиевых вагонов и тому подобных достаточно трудоемких отраслей промышленности. С 2020 года наравне с действующими отраслями промышленности эксперт прогнозирует появление нового для города производства: 3D принтеров, оборудования для литья высокоточных деталей без использования штамповки и т. п.


Заместитель директора ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» Татьяна Лисиенко заострила внимание на принципиальных позициях генплана, который будет стратегически направлять развитие города.

По своей планировочной ситуации наш город разделен на три части — рекой и железной дорогой. Это всегда было препятствием. Новый генеральный план превращает его в преимущество. Согласно канонам градостроительства река — всегда определяющая ось развития города, люди должны селиться вдоль ее берегов. В прежнем генплане производственные территории занимали по балансу 40 % городских земель. В нынешнем заложено их уменьшение на 20 %. А значит, освободятся бывшие промзоны на берегах Енисея. Новый генплан направляет развитие города параллельно природному комплексу, параллельно реке.

Говоря о принципе компактной застройке, Татьяна Лисиенко подчеркнула: очень важно, что от экстенсивного пути развития, занятия новых территорий город переходит к интенсивному освоению, переосвоению территорий, развитию застроенных территорий, преображению их в удобные для жизни районы.

Самый важный раздел генплана

Проектировщики, застройщики и остальные красноярцы надеются, что в генплане, разработка которого подходит к концу, будут предложены новые решения всё усугубляющихся транспортных проблем города. Из доклада Виктории Калининой, руководителя отдела транспортного планирования ЗАО «Стройпроект» (Санкт-Петербург), выяснилось, что среди разработок комплексной транспортной схемы есть мероприятия и по развитию улично-дорожной сети, и по развитию видов транспорта.

Разработанная для Красноярска схема развития улично-дорожной сети вместе с дорогостоящими объектами вроде двухуровневых развязок, двух новых мостов через Енисей и переездов через железные дороги предполагает формирование в городе магистральных улиц и скоростных участков дорог. Недостаток продольных дорог в городе предложено было решить с помощью магистрали, которая пройдет тоннелем по старой части Красноярска и выведет в Северо-Западный район.

Среди основных принципов, способных помочь решению транспортных проблем, авторы схемы называют приоритет общественного транспорта, способного перемещаться быстро и беспрепятственно, и устройство транспортных пересадочных узлов с перехватывающими парковками. Большой акцент в транспортной схеме сделан на развитие городского пассажирского транспорта, в том числе экологически чистого: трамвай, троллейбус и дуобус, создание выделенных полос. Как альтернативный вид транспорта авторы предложили развитие канатных дорог, приведя в пример успешной реализации такого решения Нижний Новгород.

Из множества предложенных решений и мероприятий власти и горожане должны сами выбирать те варианты, что помогут решить проблемы, исходя из финансовых возможностей бюджета. «Сам являюсь сторонником решений, которые позволяют развивать общественный транспорт и снижать количество трафика личного автотранспорта, но при этом невозможно делать эти две вещи одновременно, потому что финансовых ресурсов нет, — отметил директор Центра урбанистики Томского государственного университета Алексей Козьмин. — Примерный порядок цифр понятен — строительство всей системы расширения дорог с двухуровневыми развязками — это под двести миллиардов рублей, а для развития общественного транспорта, если метро не строить, цифры ниже. Поэтому, мне кажется, здесь есть существенная развилка выбора: и в генеральном плане, и в комплексной схеме эти варианты должны быть показаны как сценарные, и город должен определиться, куда двигаться дальше».

Будет ли метро в Красноярске?

В процессе обсуждения комплексной транспортной схемы Красноярска оживленную дискуссию вызвал вопрос эффективности строительства в Красноярске метро. «Основной сценарий на 2033 год — без метрополитена, но мы рассматриваем в том числе и возможность развития станций метро», — сообщила руководитель отдела транспортного планирования ЗАО «Стройпроект» Виктория Калинина.

Директор ОАО «ТГИ «Красноярскгражданпроект» Игорь Иванов напомнил участникам обсуждения, что, согласно СНиПу, строительство метро предполагается в городах, достигших миллиона жителей.

Как пояснила на этот счет Виктория Калинина, раньше считалось, что у миллионников должен быть метрополитен, но, по наблюдениям специалиста, он реально работает только в больших городах, а в таких, как Новосибирск и Самара, недостаточно эффективен. «По моему видению, не меньше двух миллионов», — так определила Калинина численность населения в городе, где решение о строительстве метрополитена будет рациональным.

Директор Центра урбанистики Томского государственного университета Алексей Козьмин высказался за более экономичную альтернативу метрополитену: «Хорошо, что разработчики предусмотрели возможность строительства метро <…>. Но я хочу вас предостеречь. Я с Омском работал в этом году и в прошлом. Город зарывает миллиарды рублей в буквальном смысле этого слова под землю. Миллиарды рублей в год тратятся на то, чтобы строить метро <…>. Когда оно будет запущено, никто сказать не может. И губернатор, который пришел не так давно, в этом году принял решение строительство метро заморозить, потому что это бесконечная трата денег без эффективности. Нужно ли делать скоростной общественный транспорт? Конечно, нужно. Но есть другие варианты. Есть легкорельсовый транспорт, есть автобусный скоростной транспорт. Многие города его используют, и очень эффективно используют. Здесь есть разные варианты, по ним можно определиться и людей возить быстро, но без колоссальных капитальных вложений».

Судьба садовых участков решена

Новый генплан должен был внести ясность в судьбу расположенных в городской черте садовых участков. Во многих районах процесс их перевода под строительство многоэтажного жилья уже начался. Город наступает на дачи, уже разработаны проекты планировки современных микрорайонов на территориях, занятых пока домиками, грядками и теплицами, и садоводы надеются, что момент, когда их владения сровняют с землей, наступит как можно позже.

Авторы градостроительного документа рассказали, чего ждать дачникам в будущем.

«Отношение к садовым участкам выражено в генеральном плане, — отметил заместитель генерального директора ОАО «Гипрогор» Сергей Бычков. — Город компактный, город развивающийся будет вытеснять садовые участки со своей территории. Это неизбежно». И в первую очередь под снос пойдут дачи в северо-западных территориях — в том направлении, куда будет развиваться Красноярск.

Информацию по конкретным районам уточнила заместитель директора ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» Татьяна Лисиенко. Садовые участки в районе университета будут использованы для развития кампуса СФУ. Те садовые общества, которые служат буфером между рекреацией и жильем и не препятствуют развитию планировочной концепции, пока останутся. Как и территории, в силу своего рельефа для строительства в принципе непригодные, — например, дачные массивы за Торгашино.

Согласование изменений пройдет за одни слушания

При ближайшем рассмотрении представленных на суд горожан документов можно было заметить, что в новом градостроительном плане Красноярска исполнители свели воедино уже разработанные проекты планировки и межевания, разработанные местными проектными организациями по заказу муниципальных властей или собственников участков. Поменяли назначение территории там, где уже принято принципиальное решение о перепрофилировании промзон и участков сельхозназначения для строительства жилья, общественно-деловой застройки и рекреационных зон. Таким образом, изменения по каждому из участков, для которых в обычном порядке необходимо было не раз проводить публичные слушания, будут внесены в один прием, в результате слушаний по генплану.

Есть ли гарантии выполнения нового генплана?


Один из самых важных вопросов для понимания статуса генплана задал председатель краевого Союза промышленников и предпринимателей Михаил Васильев. «Какие существуют, на ваш взгляд, действенные механизмы гарантии исполнения принятых генеральных решений по развитию территорий?» — поинтересовался он у докладчиков.

«Активная позиция населения позволит сохранить те решения генплана, которые мы, я надеюсь, на слушаниях и примем, — сослался на общественный контроль главный архитектор Красноярска Андрей Макаров. — Юридически если какой-то из застройщиков нарушает решения генплана, у него потом отменяют разрешение на строительство, и он потом начинает воевать с обманутыми дольщиками. Все эти механизмы есть, как они будут работать, зависит прежде всего от нас».

«Меня больше волнует изменение функционального зонирования, когда мы очень легко меняем по любой заявке, законодательство это позволяет», — признала недостаточную жесткость административных регламентов заместитель директора ОАО ТГИ «Красноярск­гражданпроект» Татьяна Лисиенко. — Администрация не может не принять заявку на изменение функционального назначения, а изменить его или нет — есть процедуры публичных слушаний. В том числе окончательное решение будет зависеть от нас всех».

Для красноярцев, которым через месяц предстоит вникнуть в предложения развития города, проект генплана, размещенный на презентации, окажется непонятен.

Как отмечали и сами разработчики, масштаб представленной схемы будущего города слишком мал, чтобы на нем можно было разглядеть детали в пределах квартала, и многие заложенные в проект элементы вроде внутриквартальных бульваров и скверов попросту неразличимы.

А ведь горожане придут не полемизировать о назначенных Красноярску стратегиях развития, а узнать, как преобразится улица, на которой они живут, что в будущем появится в квартале вокруг их домов, ждать ли появления новой школы, поликлиники или сквера, либо поспорить с решением о переводе своего дачного участка под строительство жилого массива. Если городские власти действительно хотят донести до красноярцев детали проекта и узнать народное мнение, недостаточно собрать специалистов, которые будут рассказывать общими словами о принципах и концепциях. Жители города должны иметь доступ к подробным материалам по всем разделам генплана.

Источник: Журнал"Сибирский дом ?9 (128) сентябрь 2014