Городские храмы | Духовные доминанты Красноярска — от бывших к будущим

Все дореволюционные живописные изображения или фотоснимки Красноярска отличает одна общая деталь: над серым массивом жилой застройки белыми свечами устремляются ввысь городские храмы. ХХI век задушил немногие из сохранившихся церквей в каменных мешках современных зданий, и они потеряли былой царственный вид, но все духовные центры Красноярска неразрывно связаны с судьбой города и стоят того, чтобы о них не забывали. Историю городских храмов напомнил красноярцам доктор архитектуры, профессор кафедры градостроительства ИАиД СФУ Владимир Царёв.

Возведение церквей в Красноярске началось практически с момента строительства Красноярского острога. Уже в 1629–1630 годах в поселении казаков появилась первая церковь, ставшая впоследствии соборной. Находилась она в центральной части малого города, а ее колокольня — в главной, Спасской, башне малого города. Как и все первые постройки города, церковь была деревянной. Храм, получивший название во имя Преображения Господня, символизировал начало строительства города и завершения крепости к этому православному празднику.

Особенностью деревянных церквей XVII века являлось шатровое завершение как самих храмов, так и колоколен, которые часто размещались в отдельно стоящих конструкциях. Именно так выглядит деревянная церковь Преображения Господня на изображении Красноярского города в «Чертежной книге Сибири» С. У. Ремезова (1701). На этом же плане (первом изображении, дошедшем до нас) в центральной части посада размещена выполненная из дерева Покровская церковь, рядом изображена отдельно стоящая колокольня. Исторические источники относят ее возникновение к 1650-м годам. Основная архитектурная особенность храма — «кубоватое» завершение, говорящее о тесной связи сибирских строителей с мастерами деревянного зодчества Центральной России, — располагалось на восьмигранном основании храмовой части.
Деревянный город то и дело горел, поэтому на следующем чертеже, выполненном в 40-е годы XVIII века, на месте Преображенской и Покровской церквей зафиксированы другие постройки, которые, тем не менее, унаследовали основные традиции особенности архитектуры первоначальных храмов.

В 1773 году в Красноярске произошел крупнейший пожар, уничтоживший большинство городских зданий. План будущего развития города составил тобольский геодезист Петр Моисеев. На отдельном чертеже он отмечал нетронутые огнем строения, и в восточной части города, в точке слияния Качи и Енисея, на плане значится здание, отмеченное в экспликации как каменная церковь Преображения Господня. Ее строительство началось в 1759 году и стало первым зданием города, законченным после пожара в 1773 году.

Преображенская церковь стала соборной, но в процессе строительства изменилось название — ее переименовали в храм Воскресения Господня, что символизировало не только возрождение самой церкви, но и воскресение всего города после крупного пожара.
Строили Воскресенскую церковь выпускники первой школы мастеров каменного дела,сформированной в XVIII веке в Енисейске.
В то время практиковался метод строительства «по образцу» — своего рода проект типового применения, если говорить современным языком, иногда с небольшими отступлениями от первоначального варианта. Прообразом красноярской церкви стал мужской Спасский монастырь 1-й половины XVIII века в Енисейске. Основное стиистическое направление — сдержанная сибирская разновидность главного на тот момент архитектурного стиля в России — барокко с большим количеством декоративных элементов в оформлении фасадов. В 1850-е годы местные купцы заказали московскому архитектору А. Ф. Хейну проект новой колокольни, которая дополнила храмовый ансамбль. Здание построили в новых архитектурных формах образцового стиля классицизма, характерных для XIX века, — это более симметричный, рациональный стиль, чем его предшественник — барокко.

На схеме перспективного развития Красноярска после пожара среди регулярных кваралов новой застройки были запланированы и храмы, как существующие, так и новые. На территории сгоревшего малого острога на Стрелке было отмечено место каменной Воскресенской церкви. Проектировщик вывел на нее ось главной улицы нового города, которую по имени храма впоследствии назвали Большой Воскресенской. Свою роль сыграла традиция строить храмы на пересечении транспортных путей: Воскресенская церковь размещается на главном пути XVII–XVIII века — на берегу Енисея, новую планируют на въезде в Красноярск со стороны одного из главных сухопутных транспортных направлений, Енисейского тракта.

Второй каменный храм Красноярска — церковь Покрова Пресвятой Богородицы — возводился в 1785–1795 годах на западной границе города, на въезде в Красноярск со стороны важной транспортной магистрали — Московского тракта. В строительстве снова участвовали енисейские каменщики, за образец архитектуры был взят один из красивейших храмов Енисейска — Троицкая церковь, отличавшаяся богатством декора.
Те же декоративные элементы повторяются в храмовой части и колокольне Покровской церкви. Основная стилистика выдержана в характерных для XVIII века формах и элементах барокко с переломами кровли, богатым декоративным оформлением фасадов фигурным кирпичом. В 1840-х годах церковь претерпела реконструкцию, была достроена одноэтажная часть, оформленная в тех же формах, что и первоначальные элементы храма.

В конце XVIII века был составлен очередной план города, где отмечены Воскресенская и Покровская церкви, а также место, отведенное для третьей каменной церкви, — в восточном квартале северной границы города. Есть на чертеже и городское кладбище, находившееся раньше примерно там, где сейчас стоит торговый комплекс «Квант». На его территории была построена деревянная кладбищенская Всехсвятская церковь.

В 1804–1822 годах строится третья каменная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Г. Бусыгиным и Поспеловым для нее были выполнены первые проектные чертежи, строительство вели сначала иркутские мастера, затем с 1812 года руководство завершением строительных работ взял на себя каменщик из Енисейска Иван Огрызков. Изначально Благовещенская церковь предполагалась двухэтажной, но во время строительства заказчики строительства (горожане) пожелали увеличить храм до трех этажей. Вероятно, смена мастеров объяснялась именно разногласиями с заказчиками, возникшими из-за изменений в проекте.
Архитектура храма олицетворяет собой этап перехода от стилистики барокко к классицизму XIX века. Местные мастера, хорошо знакомые с особенностями барочного каменного дела, были новичками в воплощении характерных черт классицизма в каменных постройках. Стилистика в оформлении и самих объемах достаточно сдержанная, лишь некоторые детали (арочные формы, полуциркульные рамки, треугольные фронтоны, входной портик с колоннадой) говорят об использовании элементов классицизма.

С внутренней отделкой Благовещенской церкви связан любопытный исторический факт: к завершению строительства, в период после войны 1812 года, о новом крупном храме Красноярска узнал Александр I. Для оформления придела святого Александра Невского, покровителя русских воинов, монарх повелел двум профессорам Академии художеств выполнить для иконостаса большую икону святого. Работа победителя украсила Александро-Невский придел Благовещенского храма.

Четвертый каменный храм Красноярска был построен в 1816–1820 годах и заменил собой деревянную кладбищенскую церковь во имя Всех Святых. Исследователи полагают, что чертежи храма составлял тот же Григорий Бусыгин, который работал над проектом Благовещенской церкви, мастером-строителем согласно документам был Иван Огрызков. В архитектурных формах Всесвятской церкви заметен переход сибирских каменщиков от стиля барокко к ранним элементам классицизма (в формах колокольни).
Исследователи предполагают, что образцом церкви выступала енисейская кладбищенская церковь Входа Господня в Иерусалим. Вскоре после завершения строительства захоронения на этом кладбище прекратились, и Всехсвятская церковь стала приходской. В 1822 году Красноярск стал центром Енисейской губернии, и для нового губернского центра в 1828 году архитекторами П. Ф. Воцким и В. И. Гесте был выполнен проектный план, в котором предполагалось создание новых городских площадей, где были намечены места для новых храмов. В том числе соборный центр поместили в новом административно-общественном центре Красноярска посреди жилой застройки.

План 1828 года предусмотрел новое городское кладбище на значительном удалении от города, в районе нынешнего Николаевского погоста, и городские власти позволили красноярцам вести захоронения в более близком месте — на верхней террасе Саянских отрогов.
Там же в 1836–1848 годах появилась и новая кладбищенская церковь во имя Святой Троицы, наиболее ярко передающая архитектурные особенности классицизма, выстроенная по проекту помощника губернского архитектора П. А. Шарова.

На центральной соборной площади Красноярска не хватало нового храма, и к его строительству приступили в 1845 году. Завершилось оно лишь в 1861 году — как раз к моменту, когда была образована Енисейская епархия. Богородице-Рождественский кафедральный собор стал главным храмом всей Енисейской губернии. Проектировал храм известный российский архитектор К. А. Тон, известный в России как родоначальник русского византийского стиля в архитектуре. При этом в стилевых решениях красноярского храма в большей степени отразились особенности русского средневекового зодчества: высокие шатровые завершения с элементами декора, характерными для архитектуры Руси средних веков.
Строительство собора отчасти повлияло на возведение одного из главных символов Красноярска — часовни Параскевы Пятницы на Караульной горе. Изначально на ее месте находилось деревянное сооружение в форме беседки с крестом в центре. Грани беседки заполняли иконами, но в силу губительности атмосферного воздействия иконы со временем переместили в городские храмы.
В начале 1850-х годов городское управление решило заменить деревянную часовню каменной, строилась она по проекту губернского архитектора Я. И. Алфеева и оформлением повторяла стилистику кафедрального собора.

В середине XIX века в Красноярске появляются храмы других конфессий. В 1855 году было построено деревянное здание римско-католического костела, но находилось оно тогда на Благовещенской улице (ныне улице Ленина). В 1908–1911 годах каменный костел по проекту В. А. Соколовского возвели на новом, привычном нам месте. В 1850-х годах был выполнен проект лютеранской кирхи, ее выстроили на Воскресенской улице (проспект Мира), упростив проект. Эти здания привнесли в облик красноярских улиц новые черты, характерные для эпохи историзма в развитии России, — европейскую стилистику средневековой готической архитектуры.

В 1870-х годах в Красноярске был основан мужской Знаменский монастырь, его церковь выполнялась по типовому проекту — распространенному явлению в архитектуре второй половины XIX века.

Во многих общественных учреждениях в этот период появлялись домовые храмы. В мужской гимназии — церковь во имя Кирилла и Мефодия. Домовая церковь Иоанна Предтечи в Архиерейском доме строилась по проекту известного петербургского архитектора Е. Л. Морозова в русском стиле рубежа XIX — начала XX века, которому свойственны традиционные русские мотивы, связанные с историей возрождения национального самосознания в России. Домовую церковь Архангела Михаила для духовной семинарии также проектировал Е. Л. Морозов.

Церкви ХХ века выполнялись в основном по типовым чертежам, рассылавшимся из Петербурга по городам Сибири, — как, например, храм Святителя и Чудотворца Николая на территории городской больницы (1902–1909 годы), каменная церковь Святителя и Чудотворца Николая в Николаевской слободе (1911–1914 годы). Развитие новых территорий города по законам проектирования сопровождалось строительством храмов для их жителей: деревянная церковь Николая Чудотворца на Николаевском кладбище (1909 год), церковь Александра Невского в военном городке (1915–1917 годы).

Сегодня совсем другие времена, и муниципалитет не учитывает церковь в качестве обязательного элемента инфраструктуры нового микрорайона, как школу или детский сад. Исторические культовые сооружения и храмы-новоделы способны принять не всех прихожан, и в Красноярске оживленно обсуждается идея восстановления кафедрального собора, причем стилистикой проекта К. А. Тона предлагают наделить более крупные объемы. Самый больной вопрос — на какой площадке города с его плотной застройкой может разместиться храм — еще не нашел однозначного ответа, но будем надеяться, что его появление, обрадовав истово верующих, не создаст сложностей всем прочим красноярцам.

Зоя Зимина

Журнальный вариант статьи с фотографиями (в формате PDF) можно посмотреть здесь.

Источник: Журнал «Сибирский дом» №6 (113), июнь 2013