Городская среда | От заката до рассвета

Море огней ночного города никого не оставляет равнодушным. Когда в сумеречной синеве робко загораются первые лампочки и моргают, нагреваясь после дневного сна, прожекторы, мегаполис обретает сказочные черты и щедро дарит своим жителям и гостям праздничное настроение. Пустить пыль, точнее, свет в глаза стоит весьма немалых денег, и у владельцев торговых, офисных и гостиничных зданий они есть, но обеспечить в городе комфортную и эстетичную светоцветовую среду сможет только принятая на муниципальном уровне концепция. Подобная той, которая действует в Москве уже несколько лет.

Панорама Кремля, вид с патриаршего моста Гостиница "Украина"

Особенно внимательно и бережно к архитектурному освещению относятся власти столиц и мегаполисов, куда регулярно наведываются туристы. Эффектно подсвеченные городские панорамы во множестве тиражируются на сувенирных магнитах, брелоках и футболках, их фотографируют на память, обзорные поездки по вечернему городу нередко становятся хитами экскурсионных бюро. Между тем мало кто из гуляющих задумывается, какой труд множества специалистов вложен в великолепную картину залитого огнями города.
Со стороны может показаться, что художественное освещение зданий — занятие не более сложное, чем привычный предновогодний ритуал украшения елки. На деле дизайнер должен не только иметь художественное чутье, опыт и тонкий вкус, ведь оценивать его мастерство будут все жители города, но и обязан подчинить свое творение действующим муниципальным нормам светового оформления архитектурных объектов.

Архитектурную подсветку организуют с помощью ряда технических приемов, благо что среди изобилия осветительных приборов найдутся подходящие для небоскребов и коттеджей, памятников архитектуры и суперсовременных зданий. Выбор приема зависит от архитектурного облика строительного объекта, его размеров и деталей — конфигурации крыши, фактуры и цвета облицовочных материалов. Учитывается и окружающая здание среда: какую территорию оно занимает и какие постройки расположены по соседству.

Белый дом в белом свете

Для того чтобы показать объект (отдельно стоящее здание, монумент или храм) как единое целое, подчеркнуть его форму, светодизайнеры пользуются заливающим освещением. Мощный поток света выявляет стилевые особенности передней плоскости здания, обращенной к автомагистрали, руслу реки или озерной глади. Источниками направленного света служат мощные прожекторы, расположенные на соседних зданиях, по периметру объекта на специальных опорах или прямо на земле так, чтобы лучи равномерно освещали все здание целиком без акцентов на отдельных его частях. Получается, что объект освещен ярче, чем соседние здания, и четко прорисовывается на фоне окружающей застройки и ночного неба. Так освещены в столице все ключевые точки панорам исторического центра (например Кремль или храм Христа Спасителя) и административные здания (Дом правительства).

В местности с жилой застройкой или в деловых центрах заливающее освещение неуместно — яркий свет прожекторов может попадать в окна соседних домов или офисных зданий, вызывая дискомфорт их обитателей. Пока в нашей стране с подобными нежелательными эффектами не борются, хотя, например, в Германии жители принудительно освещенных помещений вправе пожаловаться на владельцев светотехнического оборудования куда следует.

Подсветка зданий исторического центра Москвы Подсветка зданий исторического центра Москвы

Детализация светом

В плотно застроенных районах города, а таким обычно бывает исторический центр, чаще пользуются локальным освещением. Этот универсальный тип подсветки позволяет высветить с небольшого расстояния интересные архитектурные детали практически любого здания. Для этого на его фасаде монтируются настенные светильники средней и малой мощности, чтобы создавался определенный рисунок подсветки. Так деликатно и ненавязчиво освещены памятники архитектуры на центральных улицах Москвы. Локально освещают и здания с современными фасадами, облицованные металлическими кассетами, панелями или керамогранитом, — свет, который они отражают, участвует в решении общих художественных задач.
Когда на темном фоне вырисовываются своды, оконные проемы, карнизы, балконы, балюстрады или фризы, строение выглядит легким и невесомым, словно парящим в воздухе. Но гармоничной картина станет лишь в том случае, когда все освещенные элементы фасада будут объединены общим композиционным замыслом.

Самое яркое в буквальном смысле слова впечатление способно вызвать сочетание в одном проекте приборов заливающего и локального освещения. Сначала отдельные подсвеченые фрагменты здания «собирают» в единое целое общим освещением, образующим фон для световых акцентов. Затем более ярко «прорисовывают» силуэт объекта, для чего выделяют светом венчающие элементы и структуру здания — колонны, пилястры, карнизы классических зданий или конструктивную систему современных.
Сочетание нескольких приемов освещения — это дорогое удовольствие и по затратам на реализацию проекта, и по эксплуатационным расходам, зато эффект соразмерен потраченной сумме.

Современной архитектуре — современные источники света

Разнообразие в череду освещенных по ночам зданий вносят объекты с контурной подсветкой, когда основные архитектурные детали (чаще всего фризы, углы) подчеркиваются на фоне слабо освещенных или светящих фасадов сплошными световыми линиями длиной в десятки и даже сотни метров. Их образуют линейные источники света — гирлянды, шнуры, светодиодные линейки, гибкий неон. При этом яркость света рассчитывается так, чтобы видно было только собственное свечение излучателей, а само здание они не освещали.
Наверное, самый известный пример контурной подсветки в Москве являет собой вечерний облик ГУМа. Как указывает на своем сайте подрядчик работ по освещению объекта, на здании торгового дома со стороны Красной площади и улиц Никольская и Ильинка, где современная контурная подсветка была смонтирована в 2005 году, применено 8 км гибких резиновых световых гирлянд белого цвета (24 тыс. ламп накаливания в патронах со специальной защитой от атмосферных воз-действий). Они установлены на жестком, но достаточно легком металлическом каркасе с большим шагом крепления к фасадам. До сих пор освещение ГУМа удостаивается восхищенных возгласов, хотя в современных проектах контурного освещения лампы накаливания давно уступили место энергосберегающим светодиодам.

Если заливающая и локальная архитектурная подсветка актуальна в больше степени для объектов классической архитектуры, то здание со стеклянным фасадом освещать снаружи прожекторным светом неэффективно — лучи или проникнут сквозь стекло в помещение, или отразятся в небо. Поэтому к подсветке современных сплошь остекленных поверхностей бизнес-центров и торговых комплексов дизайнеры применяют другой подход — создают так называемый «светящий фасад».
Для этого внутри здания на подвесном потолке, над витражами или на подоконниках монтируется система наружного освещения. Белые или цветные лучи осветительных приборов освещают стекло с внутренней стороны помещения, а со стороны кажется, что в окнах горит свет, потому что работа офисных служащих не прекращается даже ночью. Правда, устанавливают систему только в здании, где сидит фирма-заказчик, которая и управляет процессом. Иначе от такого проекта заказчик может отказаться. В разных вариациях прием представлен в световом оформлении международного делового центра «Москва-Сити».
Известны и другие приемы архитектурного освещения. Например, силуэтное освещение основано на контрасте между затемненными скульптурными или архитектурными элементами и их композициями и светлым фасадом здания. Эффект динамического освещения строится на вариациях подсветки объекта: переход от одного цвета к другому, изменение оттенков, яркости падающего света в течение определенного промежутка времени. Чем насыщеннее световая палитра города, тем больше фантазии должен проявить дизайнер, чтобы объект не потерялся в окружении, а выявил свои индивидуальные черты так же отчетливо, как днем, и от разнообразия приемов подсветки художественный облик как отдельных объектов, так и улиц в целом только выигрывает.

ГУМ Международный деловой центр "Москва-Сити"

Подсветку определяет окружение

Проект архитектурной подсветки будет успешным только в том случае, если освещенное здание гармонично вольется в общий ансамбль ночных огней улицы. Яркий свет уместен, когда здание стоит на центральной площади, в окружении множества освещенных объектов и магистралей. Чтобы выделить объект в спальном районе, не стоит ослеплять прохожих. Если посреди слабо освещенной зоны, где глаз успевает адаптироваться к темноте, вдруг возникает здание, пылающее огнями, оно скорее не привлечет внимание, а вызовет раздражение, заставив сощуриться.

Как установили специалисты всероссийского проектно-конструкторского светотехнического института ВНИСИ, острота зрения водителей заметно падает при внезапном появлении в поле зрения ярко освещенных фасадов зданий и памятников. Поэтому на периферии в окружении серой типовой застройки объект общественного назначения уместнее выделить не ярким, а цветным светом, тогда как центральные улицы обычно пестрят яркими фасадами, для освещения которых достаточно белого цвета.

Формирование светового облика Москвы

Первый опыт праздничной иллюминации в Москве известен еще в конце XIX века. Например, в дни коронации Николая II электрическими гирляндами украшали башни, соборы и стены Кремля, Большой театр, Московскую городскую Думу, Красные ворота и другие сооружения. Постоянное архитектурное освещение высотных доминант Москвы — кремлевских башен и «сталинских высоток» — вошло в практику с середины прошлого века. Для гостиницы «Украина» разработали первую осветительную установку с натриевыми лампами желтого света, специальный световой прибор на основе зенитного прожектора был сконструи-рован для подсветки Останкинской башни.

Над улучшением светоцветовой среды в Москве начали работать еще в 90-е годы прошлого века. Как важную художественно-градостроительную задачу ее впервые определило постановление правительства Москвы 1994 года «Об утверждении генеральной схемы светоцветового оформления города и мероприятиях по ее реализации».

В последние годы на базе новых высотных комплексов в Москве сформировалось более 30 выразительных световых композиций. Приемы светоцветового внутреннего и наружного архитектурного освещения подчеркивают их архитектурно-планировочную структуру и дизайн. В новых жилых высотных домах средствами цветного освещения стали чаще выделяться венчающие части, широкие простенки, пояса и другие архитектурные элементы зданий.

За рубежом в подсветке высотных сооружений практикуют динамическое освещение. Подобный опыт накапливается и в Москве (комплекс «Воробьевы горы», гостиница «Белград» и др.). Порой декоративное освещение значимых для городской среды зданий включается еще на этапе возведения объекта. Так, ММДЦ «Москва-Сити», 2-я очередь Российского культурного центра «Красные холмы», комплекс «Хорошевская горка», 2-я и 3-я очереди комплекса «Алые паруса» были подсвечены на стадии строительных работ.

Подсветка в историческом центре Москвы Гостиница "Балчуг Кемпински"

Управление светоцветовой средой

В отсутствие концептуальной градостроительной проработки «самодеятельность» владельцев зданий в части архитектурной подсветки оборачивалась для городской среды разными проблемами. Например, фасады зданий, не имеющих исторической или художественной ценности, светились ярче, чем храмы и соборы. Стоящие на одной и той же улице объекты освещались несистематично и не складывались в единый гармоничный световой ансамбль. Архитектурное освещение могло быть слишком ярким, неправильно сориентированные прожекторы ослепляли наблюдателей, отбрасывали нежелательные тени, а локально освещенные детали фасада оставались разрозненными, так что здание не воспринималось целиком.

Резкую критику городских властей вызывало несогласованное между собой рекламное, витринное и архитектурное освещение, разбивающее здание на отдельные фрагменты. Масштабная световая реклама на крышах привлекала излишнее внимание к зданиям невысокой архитектурной ценности или, наоборот, подавляла своим светом, цветом и рисунком архитектурные особенности объектов, притягивая взгляд к глухим торцам, где обычно монтируются экраны, и тем самым исключая само здание из зрительного восприятия.
Попытку уйти от таких просчетов правительство Москвы предприняло в 2008 году, утвердив концепцию единой светоцветовой среды столицы. Документ предусматривает, что средства и приемы освещения должны быть гармонично увязаны между собой, с застройкой и ландшафтом, благоустройством территории. Заботясь об эстетике городской среды, власти стремятся в то же время повысить уровень комфорта и безопасности вечернего освещения улиц и зданий, сделать виды и панорамы ночного города более живописными, выразительными, запоминающимися туристам и горожанам.

Подсветка зданий на Тверской Медиафасад домов-"книжек" на Новом Арбате

Муниципальная программа освещения в действии

Согласно комплексной городской целевой программе развития наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки Москвы на 2011–2015 годы столичные власти планируют потратить на развитие наружного и архитектурно-художественного освещения города в этот период более 17,8 млрд рублей. Из них только на разработку проектов в программе заложено 2 млрд рублей. Такую сумму потратили бы на все мероприятия предыдущей программы развития уличного освещения в 2005–2009 годах, если бы кризис не скорректировал планы.

К настоящему времени городом реализовано и эксплуатируется около 800 исторических и современных объектов архитектурного освещения, в том числе все центральные площади, музеи, высотные здания, крупные универмаги и гостиницы, исторические и административные здания, церкви. В 2012 году число зданий с архитектурной подсветкой пополнили 19 объектов, расположенных на Новом Арбате, проспекте Мира, Тверской и Тверской-Ямской улицах. Для их фасадов подрядчик разработал проекты устройства инновационной динамической подсветки и различные режимы ее работы.

Особенно гордятся авторы проектов своей концепцией медиафасадов на домах-«книжках»
Нового Арбата. Массивные 24-этажные офисные здания постройки 60-х годов прошлого века, первоначально задуманные как компонент, вносящий динамику в застройку центральной улицы, за полвека утратили былую актуальность, и теперь власти сделали ставку на эффектное световое убранство динамической подсветки, чтобы повысить их привлекательность в современном окружении.
Медиаэкран каждого дома состоит из закрепленных на фасаде незаметных в дневное время 600 светодиодных гирлянд, где объединены в общей сложности 10 тыс. светодиодов. В качестве медианосителей выступают пока только две «книжки», но они уже «умеют» не только дружно показывать один и тот же тематический ролик — для светодиодных экранов разработаны программы перехода сюжета с одного фасада на другой. Впервые на московских улицах архитектурная подсветка стала выполнять одновременно художественные и информационные задачи, ведь для разных времен года, будней, выходных и праздников предусмотрены разные режимы.

Каждый светящийся разворот огромной «книги» обошелся городской казне в 200 млн рублей. На этот затратный шаг власти решились, предварительно хорошенько взвесив все «за» и «против» дорогого, но экономичного в эксплуатации оборудования: по словам замруководителя департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Александра Татарникова, современные энергоэффективные световые приборы позволяют оптимизировать затраты за счет потребления небольшого объема электричества и длительного срока службы.

Каждый новый объект архитектурной подсветки подключается к общей системе управления освещением и синхронизируется с остальными подсвеченными домами улицы. Единая система управления и мониторинга позволит гармонично сочетать наружное освещение улиц и архитектурную подсветку зданий, создавая единую светоцветовую концепцию города. Особенно полезной возможность управлять цветом освещения столицы из одного центра окажется зимой. В хмурый ненастный день теплые краски вечерней подсветки согреют прохожих вместо солнца. В возможности динамической подсветки московских зданий закладывают три основных сценария: повседневный, праздничный и режим выходного дня, специальная программа «раскопирует» на всех домах улицы одни и те же изображения или присвоит каждому объекту персональный образ.

Аристократически сдержанное освещение архитектурных памятников, яркие динамичные образы современных деловых центров, завлекающие вывесками водовороты торговых комплексов, не перебивающие друг друга, а гармонично соединенные в единый ансамбль, формируют столичную световую среду. Красноярску не мешало бы присмотреться к практике Москвы повнимательнее и взять ее опыт на вооружение — иначе светоцветовой облик столицы края по-прежнему будут задавать от года к году преумножаемые китайские пластмассовые «деревья».

Зоя Зимина

Источник: Журнал «Сибирский дом» №9 (104), сентябрь 2012